Редакция «ФедералПресс» / Дарья Сеймовская
Тюменская область
23 НОЯБРЯ, 2022
Закон об образовании оставляет выбор, будет учиться ребенок в школе или по семейной форме. При этом популярность семейного образования в Тюмени растет: за последние пять лет число обучающихся удаленно выросло в пять раз. В чем плюсы и минусы такого способа, кто его выбирает и как перевести на семейное обучение своих детей, расскажет «ФедералПресс».
Схема проста: ребенок не ходит в школу, а учится дома. В конце года он проходит аттестацию для перевода на следующий период обучения.
Впрочем, с аттестацией могут быть нюансы, ведь у разных школ разные требования: где-то могут проверять знания даже не каждый год, а где-то задавать в течение года рефераты, проводить промежуточные контрольные работы, назначать экзамены.
Чаще на семейном обучении детям рекомендуют определенные программы и учебники, но порой этот выбор остается за семьей. Семья же решает, как организовать процесс: составляет расписание, определяет, как учеба будет контролироваться и, если нужно, оцениваться.
Важно не путать семейное обучение с домашним: во втором случае ребенок переводится на него по состоянию здоровья. К нему ходят на дом учителя, и он продолжает числиться за той школой, где учился очно.
Перейти на семейное обучение можно в любое время: ждать 1 сентября или даже конца четверти не обязательно.
Перевести ребенка на семейное обучение можно в четыре шага.
Органом управления образования издается приказ о переводе ребенка на семейное обучение, где говорится, в том числе, что ребенок закреплен для промежуточной аттестации за определенной школой. Школа по запросу родителей может оказывать консультационные услуги. Судьба каждого «домашнего» школяра отслеживается.
«Пока у меня сведений о том, что какой-то ребенок не перешел на следующий этап образования или где-то «потерялся» нет», – констатировал уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов.
Омбудсмен признался, что гораздо больше вопросов возникает по части детей, обучающихся очно. Зачастую родители игнорируют свою ответственность за обучение отпрысков, и это приводит к тяжелым последствиям.
На семейном обучении в Тюмени сегодня, согласно данным департамента образования, находится 681 ребенок. Причем, за последние пять лет число таких ребят выросло более чем в пять раз (в 2017 году заочно в Тюмени учились 132 школьника).
Андрей Степанов рассказал, что чаще всего причиной ухода из школы становится выезд родителей за границу по работе. И это благо, убежден омбудсмен, ведь так семьи могут не расставаться. Скорость жизни растет, люди становятся более мобильными, ширятся возможности. И это прекрасно, что школа поспевает за эти процессом, дает возможность учиться хоть из Тимбукту.
Часть родителей увидели более широкие возможности обучения в пандемию. И если для кого-то дистанционное обучение после затяжных карантинов стало пугалом, то другим оно показало новые возможности. Именно из второй категории родители, которые перевели детей в самые сильные школы Петербурга и Москвы.
Есть также те, кто воспитывают маленьких детей и физически не успевают водить в школу подрастающих старших, им проще дома. Есть те, кто имеют хорошее образование и предпочитают учить ребенка самостоятельно. Встречаются среди удаленно обучающихся школьников и спортсмены. А есть и родители, которые просто не доверяют школе. Но таких единицы.
«Главное понимать, что это серьезный шаг. Ведь если в случае очного обучения ответственность за его результат разделяет школа, то в случае семейного она полностью лежит на родителях. Куда направить энергию детей, туда она и выливается. Поэтому важно отрабатывать тему ответственного отношения с родителями», – подытожил Андрей Степанов.
Помимо сугубо практических моментов не стоит забывать и о моментах психологического комфорта.
«Родители разумно опасаются, что пострадает социализация ребенка. Но это можно откорректировать, организовав ему другую сферу общения: секции, клубы. Еще один немаловажный момент – самоорганизация. Не все взрослые умеют собраться, что уж говорить о детях. Школа – это организованная система, особое место, где учатся. А как заставить себя упорно трудиться дома? А еще не забываем, что есть дети, которые нуждаются в особом подходе: гиперактивные или с трудностью в усвоении материла. Для них такой формат обучения может стать выходом», – уверена детский и семейный психолог Галина Губайдуллина.
Итак, из плюсов семейного обучения отметим следующие:
+ позволяет родителям и детям быть мобильнее;
+ дает возможность строить график обучения индивидуально в зависимости от занятости ребенка (особенно важно для спортсменов);
+ позволяет самостоятельно выбирать программы и способы усвоения материала (чаще всего).
Но налицо и минусы:
– нагрузка на родителей возрастает, поскольку контроль за процессом обучения и его качеством полностью ложится на их плечи;
– эта схема подходит и не каждому ребенку: многим проще, когда они находятся в некой системе, когда их организуют, и у них есть официальное, а не мамой написанное расписание;
– не посещая школу, ребенку трудно проводить достаточно времени среди сверстников.
Читайте также: какой температурный режим установлен в Тюмени для объявления актировки в школах.
Фото: freepik.com