Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Зачем бизнесу корпоративные психологи: пережить кризис и не довести сотрудников до ручки

Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Москва
28 ДЕКАБРЯ, 2023

Эмоциональное выгорание грозит сотрудникам проблемами со здоровьем, а компаниям – финансовой катастрофой. Избегать этих крайностей учит корпоративная психология, однако по ряду причин в России это направление мейнстримом пока так и не стало. Почему это так, и при чем здесь Советский Союз – в материале «ФедералПресс. Business Review».

В России настоящая эпидемия QD85

Еще несколько лет назад Всемирная организация здравоохранения объявила, что сильный стресс на работе является «эпидемией XXI века», официально признав эмоциональное выгорание медицинским диагнозом. Он определяется как «синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться». В каталоге Международной классификации болезней этому недугу даже присвоили код QD85, так что теперь подобная симптоматика является основанием для наблюдения у специалиста и получения медицинской помощи.

Результаты различных социологических трудов ошеломляют. Например, международное исследование Gallup показало, что около двух третей штатных работников испытывают выгорание. И если 44 % ощущают что-то подобное время от времени, то 23 % – очень часто или постоянно. При этом аналитики подчеркивают, что выгоревшие сотрудники на 63 % чаще берут больничный, на 23 % чаще обращаются в отделение неотложной помощи и в 2,6 раза чаще ищут другую работу. Что касается финансового вопроса, выгорание и стресс ежегодно обходятся мировой экономике в 8,1 трлн долларов, то есть в 10 % ВВП. И это в относительно спокойные времена. Кризис же увеличивает эти цифры кратно.

Более половины россиян (54 %, по замерам HeadHunter во II квартале 2022 года) считают себя выгоревшими. Большинство – из-за напряженного графика, неудовлетворенности размером зарплаты, чрезмерной нагрузки и сложных отношений в коллективе. При этом почти 90 % граждан никогда не обращались за помощью к психологу, психотерапевту или психоаналитику, по результатам ноябрьского опроса ВЦИОМ. Причем, у 68 % никогда не возникает желания «поплакаться в жилетку», со своими проблемами они справляются в одиночку.

К слову, ситуация постепенно меняется. За последние 13 лет доля тех, кто обращался за профессиональной помощью, удвоилась с 6 % в 2009 году до 12 % в 2022-м. Во многом на это повлияли сами работодатели, начав внедрять в корпоративную культуру практику общения с психологами. Последние признаются: это сложно, долго и дорого, но уверяют, что результат оправдывает ожидания. Особенно в период социально-экономической нестабильности.

Советское наследие и сегодняшний прогресс

Одной из первых или как минимум немногих таких компаний стал «Альфа-Банк». Штатный психолог, к которому может обратиться любой сотрудник, в московском офисе появился еще в 2015 году. Кроме того, в рамках ДМС компания предусмотрела круглосуточную психологическую онлайн поддержку работников и их родственников.

«Современный мир несет в себе много новой информации и частые изменения, что, в свою очередь, приводит к потребности менять наше восприятие окружающей действительности и поведение. Чтобы быть успешным, стало важным быстро адаптироваться к новым условиям, много учиться, быть более осознанным, иметь критическое мышление, справляться со стрессом, уметь находить время для отдыха, контролировать эмоции и понимать, кто я в этом бегущем мире. Корпоративный психолог – результат эволюции внешнего мира и роста компании», – объяснила директор Академии «Альфа-Банка» Мария Михайлюк, чем было обусловлено такое решение.

Спрос на сессии со специалистом со стороны сотрудников, по ее словам, всегда был и остается высоким. Однако в секторальном масштабе все не совсем так, и на это есть несколько причин.

Во-первых, в силу определенных исторических и ментальных факторов в России не сформирована эта культура, объясняет клинический психолог, работающий с профессиональными трейдерами и портфельными управляющими, член Ассоциации когнитивно-поведенческой терапии Алексей Хмелев.

«Дело еще в советском наследии. Более старшее поколение культурально другое. В советское время самым лучшим психологом были бутылка водки и разговор с соседями. Более того, в то время люди зачастую не делали разницы между психологом и психиатром, а само обращение к ним было стигматизировано. Если с утра человек обратился к психиатру, его немедленно ставили на психиатрический учет в соответствующее учреждение. А это, как правило, конец карьере», – рассказал собеседник.

Во-вторых, дело в самой специфике работы и профитах. По словам бизнес-психолога первых лиц, паст-президента Международной ассоциации психоанализа бизнеса и организаций Ивана Овчарова, психолог должен быть нейтральной фигурой, только так он может быть эффективным. Работая внутри компании, специалист неизбежно становится частью коллектива. Возникают сложности с доверием и давление со стороны руководства. В этом контексте актуален и вопрос зарплаты. Сегодня корпоративный психолог зарабатывает в среднем 60 – 80 тысяч рублей в небольших компаниях и в 2-3 раза больше – в крупном бизнесе. Этот же доход и выше он может иметь в частной практике, поэтому многие предпочитают аутсорсинг вместо полной занятости.

«Компании-гиганты платят 1 – 2 млн рублей авторитетным психологам. Но нужно понимать, что они приводят команду из 10 – 15 человек, так что бюджет вырастает в несколько раз. Сегодня, благодаря сериалу «Миллиарды», все хотят видеть в своей компании женщину, похожую на Венди Роуз, но с зарплатой до 100 тысяч рублей. Судя по сериалу, она столько зарабатывала в час», – резюмировал Овчаров.

Сейчас, добавил он, рынок корпоративной психологии охватывает не более 10 % от общего числа компаний. Причем, в малом бизнесе этот показатель и того меньше – около 2 – 3 %.

Тем не менее ситуация хотя медленно, но меняется к лучшему. В том числе благодаря молодому поколению и прогрессивному топ-менеджменту. Молодежь избавлена от ярлыков советского времени, спокойно выезжает за границу, нередко имеет широкий круг общения с друзьями из других стран. А в западном мире практика обращения к психологу является абсолютной нормой.

«Там скорее спросят, почему у тебя нет такого специалиста, в то время как в России будет вопрос, почему он у тебя есть», – объяснил собеседник.

Что касается руководства компаний, во-первых, они стали понимать, что следить нужно не только за своим физическим здоровьем, но и за психологическим. Во-вторых, позитивные изменения продиктованы внешними обстоятельствами.

«Раньше руководители компаний не слишком заботились о психологическом состоянии сотрудников. На российском рынке труда было принято «выжимать и выбрасывать» людей, исходя из того, что всегда найдется подходящий кандидат на замену. Сейчас ситуация вынужденно меняется на фоне дефицита квалифицированных кадров. Это заставляет работодателей больше заботиться о своих сотрудниках», – пояснил Хмелев.

Мир интриг и перегрузок

Работа психолога в каждой конкретной компании может зависеть от поставленной задачи, сферы деятельности и специфики труда. В одном случае основная задача может заключаться в том, чтобы помочь человеку понять причины проблем в коммуникации с руководителем или коллегами, причины неудач и страхов в презентации себя, продажах или развитии карьеры.

«Специалист может поделиться выводом, дать рекомендации или вынести свое мнение в безоценочной форме. Например, стоит ли назначать сотрудника на более высокую должность, готов ли он к реорганизации отдела или релокации в другую страну», – рассказал Иван Овчаров.

В другом случае главной целью психолога будет привести человека в эмоциональное состояние, в котором он может эффективно работать.

«Весь корпоративный мир – это мир интриг. Поэтому проблемой могут быть как отношения внутри коллектива, так и высокий стресс, профессиональное выгорание, повышенная тревожность и потеря концентрации. Если говорить о финансовых компаниях, каждый день этим людям приходится принимать рискованные решения в условиях полной неопределенности. И в каждое решение они закладывают деньги, которые могут достаточно быстро потерять. Это очень серьезные нагрузки на психику, с которыми необходимо работать. Хотя бы пару раз в неделю», – рассказал Алексей Хмелев.

Сколько стоит коуч для топ-менеджмента

Можно потратить уйму времени на работу с сотрудниками, но, упуская фигуру руководителя, результата не будет, продолжил Овчаров. При этом топ-менеджер вряд ли будет доверять психологу, который работает с основным персоналом. Для него, как правило, подбирается executive-коуч, который имеет опыт работы с первыми лицами. Стоимость сессии с таким специалистом начинается от 100 тысяч рублей.

«Однако владельцы и генеральные директора компаний неохотно решаются на работу с коучем или психологом, потому что привыкли все решать сами. Перфекционизм и всемогущество – основные защитные механизмы», – отметил собеседник.

Руководители – это люди «альфа», добавляет Хмелев. Чтобы обратиться за помощью, необходимо сделать два важных шага: принять бессилие перед конкретной ситуацией и принять помощь. И с этим у таких людей действительно возникают большие проблемы. В то же время, говоря о той самой «более прогрессивной части топ-менеджмента», они могут публично отказаться от работы с психологом, но позже перезвонить на личный номер и записаться на консультацию. Для многих из них поддержание своего психо-эмоционального состояния по-хорошему является мейнстримом. Они понимают, насколько это важно: если человек в стрессе, он принимает неверные с точки зрения управления деньгами решения. Но даже в этом случае работа конфиденциальна.

«Как мне сказал один из руководителей: я вас очень прошу, ни в коем случае не говорите, что мы с вами работаем. Инвесторы – люди нервные, если они узнают, что я обратился к психологу, то решат, что у меня поехала крыша», – говорит собеседник.

«Экологичная» агрессия

Корпоративная психология – это работа с тревогой и агрессией внутри компании.

«Тревога парализует бизнес-процессы, сотрудники смотрят в мониторы и не работают. А агрессия – это топливо бизнеса, она есть всегда. Чаще всего, когда присутствуют конкуренция и жесткая иерархия с железными правилами и корпоративными порядками. К сожалению, не все руководители и топ-менеджеры умеют использовать агрессию во благо. Опытный специалист покажет, как нужно работать с чувствами в экологичном формате», – подчеркнул Овчаров.

Особенно это становится актуальным в кризис, когда экономика входит в шторм. Сотрудники и компании в целом вынуждены пойти на реорганизацию или на смену бизнес-модели. Нагрузка в такие периоды вырастает кратно, что неизбежно сказывается на финансовых показателях.

«Одна из компаний, которую я сопровождал, сильно потеряла на рынке в этом году только потому, что не успела перестроиться. Банально не смогли объяснить сотрудникам, что основной персонал теперь будет работать онлайн. Времени было мало. В таких условиях было сложно работать индивидуально, поэтому мы разбили людей на группы, и в таком формате смогли снять напряжение и уменьшить тревогу. В течение двух месяцев коллектив адаптировался, в компании наметился рост. Думаю, в следующем году они вернутся к своим докризисным показателям. Сегодня нам есть, чем гордиться. Специалистов по бизнес-психологии, опытных коучей становится все больше, и мы готовы прийти на помощь. Дело – за бизнесом», – резюмировал собеседник.

Фото: freepik.com