Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Команду миллиардера не пускают в думу Екатеринбурга: «Кто-то взлетает, кто-то падает»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
10 ИЮЛЯ, 2023

Шесть партий, имеющих право выдвигать кандидатов в думу Екатеринбурга без сбора подписей, определились со своими списками. Главной сенсацией стал отказ большинства оппозиционных партий поддержать политиков, которых относят к лобби миллиардера Виталия Кочеткова. О том, как его казавшиеся непоколебимыми позиции оказались разбиты и какие интриги на выборах сохраняются, читайте на «ФедералПресс».

Расцвет и фиаско «команды Кочеткова»

Напомним, что лобби Кочеткова появилось в думе на выборах 2018 года – тогда оно входило в коалицию, боровшуюся со «старой городской командой». Думу возглавил спикер Игорь Володин, который считался главным союзником миллиардера. При мэре Александре Высокинском резко обострились отношения спикера и «кочетковских» депутатов как с городской администрацией, так и с другими влиятельными группами в самой думе. Мэр Алексей Орлов сгладил напряженность, но полностью она не ушла и время от времени выходила на публику – например, недавно сторонники Володина пытались принять обращение против дистанционного электронного голосования на выборах. К тому же компании Кочеткова так и не получили никаких выгодных концессий, которые назывались главным стимулом его участия в городской политике.

Еще недавно к этой группе наблюдатели относили лидеров четырех из пяти фракций, представленных в думе Екатеринбурга: Иру Овчинникову («Единая Россия»), Александра Караваева («Справедливая Россия»), Антона Гусева (ЛДПР) и Константина Киселева («Яблоко»). То, что расклад в новом созыве кардинально изменится, показали уже праймериз «Единой России». Овчинникова тогда потерпела разгромное поражение и вышла из фракции, обвинив организаторов в подтасовках. Еще несколько кандидатов, которых связывали с лагерем Кочеткова, тоже не попали в списки «партии власти». В итоге в одномандатных округах выдвинуты всего трое: сам Игорь Володин, председатель комиссии по экономической политике Виталий Чачин и действующий депутат Владимир Стругов. Еще двое – Тимофей Жуков и Антон Швалев – вошли в первую десятку партийного списка.

Предполагалось, что депутаты, проигравшие праймериз, найдут пристанище в оппозиции – такой сценарий сработал на выборах 2018 года. Первой из гонки выбыла ЛДПР: Антона Гусева в списке не оказалось, зато партия выдвинула действующего депутата Дмитрия Николаева – он представляет коммунальный альянс, который еще во времена Высокинского публично конфликтовал с Володиным.

Основной расчет был сделан на «Справедливую Россию»: инсайдеры рассказывают, что еще в конце июня в отделении собирали штаб «с хорошим бюджетом» для продвижения «кочетковских» кандидатов. Но уже в начале июля операция была свернута – якобы после переговоров лидера свердловских эсеров Андрея Кузнецова с некими высокопоставленными лицами. Места в верхней части списка получили топ-менеджеры ориентированного на мэрию застройщика «Первостроитель» Денис Хаванцев и Сергей Визелко.

«Все течет, все меняется», – лаконично объяснил Кузнецов исчезновение Караваева, еще недавно бывшего его «правой рукой».

Либералы и самовыдвиженцы

Единственной партией, которая приютила сторонников Кочеткова, оказалось либеральное «Яблоко». Из всех шести она единственная, кто не поддерживает российскую спецоперацию на Украине. Если выдвижение Константина Киселева и исключенного за критику СВО из «Справедливой России» Алексея Холодарева выглядит логичным, то близкая соратница Володина Светлана Даниленко, еще недавно призывавшая вязать носки для солдат, смотрится в списке чужеродным элементом.

В итоге Ира Овчинникова, Александр Караваев, зампред комиссии по образованию Андрей Пирожков и другие представители лобби вынуждены баллотироваться как самовыдвиженцы. Это несет огромный риск. Во-первых, самовыдвиженца легко снять, забраковав собранные подписи. Например, на грани вылета экс-депутат от КПРФ Эдуард Мансуров, который больше года «окучивал» Уралмаш. Разумеется, у тех, кто собирает подписи в спешке, шансов на провал еще больше. Во-вторых, они не смогут использовать партийный бренд, привлекая ядерный электорат оппозиции. Соперники же предстоят серьезные: Овчинникова бросила вызов действующему депутату, директору школы Татьяне Вяткиной, Караваев – еще одному депутату, крупному подрядчику Павлу Пустозерову, Пирожков – члену одного из прошлых созывов, главврачу Марине Харитоновой.

«Это политическая эволюция: кто-то взлетает, кто-то падает. В карьере Овчинниковой злую шутку сыграло почивание на лаврах и определенные договоренности, которые не были достигнуты. Если ты работаешь под определенным брендовым «зонтиком», нужно сохранять верность ему, а не совершать разного рода колебания. А в политической карьере Караваева были разные скачки – думаю, это его личный кейс, имеющий слабое отношение к партийной принадлежности», – заявил директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, профессор кафедры политических наук УрФУ и председатель экспертного клуба Екатеринбурга Анатолий Гагарин.

Расклад в округах

В целом выдвижение кандидатов от оппозиции лишь поддержало расклад, сложившийся после праймериз «Единой России». Одно из сильнейших лобби в думе явно получит УГМК. Напомним, что «Единая Россия» выставила в одномандатных округах топ-менеджеров медного холдинга Дмитрия Сторожилова и Алексея Смирнова, в первую десятку партсписка попали глава «УГМК-Агро» Илья Бондарев и главврач подопечной детской больницы № 9 Игорь Огарков. Теперь к ним прибавился еще и юрист Сергей Козлов, представлявший «медников» в громких тяжбах: он возглавил список «Новых людей». Против Смирнова оппозиция выставила опального Холодарева, других заметных соперников у представителей УГМК нет.

Снятие с выборов Мансурова расчистит путь лидеру волонтеров РМК Владиславу Овчинникову. Еще одному кандидату из «дома-ананаса» Алексею Шестакову предстоит соперничество с новоявленной «яблочницей» Даниленко. Против декана политфака УрФУ Анны Гурарий выдвинулись сразу два действующих депутата – Киселев и коммунист Руслан Камалетдинов.

Остальные коммунисты распределили соперников так: Роман Ступников выдвинулся против Александра Альшевских (сына депутата Госдумы Андрея Альшевских), Виктория Ивачева – против последнего представителя «старой команды», депутата Дмитрия Сергина, член заксобрания Римма Скоморохова – против председателя комиссии по бюджету, ставленницы олигарха Валерия Савельева Елены Бондаренко. Впрочем, по опыту прошлых выборов можно прогнозировать, что аппаратчики КПРФ сделают ставку исключительно на партийный список, где фигурируют те же фамилии. Главная надежда коммунистов «на земле» – соратник застройщика Андрея Гавриловского Виктор Сомиков, который поборется с лидером свердловских молодогвардейцев Данилом Тупицей.

Как отмечает Анатолий Гагарин, за последние годы оппозиционные партии растеряли свои преимущества. Так, «Справедливая Россия» с отъездом многолетнего лидера Александра Буркова в Омск «утратила возможности, которые были у нее раньше», считает он. КПРФ также вряд ли повторит успех, полученный благодаря альянсу с несистемной оппозицией, говорит политолог.

«Понятно, что «Единая Россия» «сорвет банк», но стоит обратить внимание на новый принцип распределения мандатов. Сложилась привычка опираться прежде всего на бренд партии, сейчас этот фокус не пройдет. Поэтому необходимо вспомнить – а кому-то и открыть для себя – секреты победы в одномандатном округе и сосредоточиться на продвижении конкретных персон. Соединить бренд партии и человека – не очень простое занятие, но раньше это удавалось делать», – заключил Гагарин.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин