Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

В Казахстане дефицит битума: как поможет Россия

Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Москва
28 ИЮЛЯ, 2023

Казахстан, считающийся одним из крупных поставщиков углеводородного сырья на мировые рынки, в очередной раз столкнулся с дефицитом нефтяного дорожного битума. В республике действуют несколько битумных предприятий, но их мощностей не хватает для удовлетворения растущих потребностей дорожной отрасли. Запуская в эксплуатацию в 2013 году крупное производство дорожных битумов на базе Актауского завода пластических масс, казахстанские нефтяники заявляли о долгожданном уходе от российской зависимости. Спустя десять лет Россия утраивает соответствующие поставки по просьбе самой Астаны: ведь ближайшему соседу вновь требуется помощь. Президент РК Касым-Жомарт Токаев когда-то уже называл ситуацию нонсенсом для нефтедобывающей страны. Чем и зачем поможет Россия? «ФедералПресс» изучил историю вопроса.

Битумные возможности России

Объемы битума, производимые в России, позволяют не только удовлетворять внутренние потребности, но и экспортировать этот продукт.

Как ранее заявлял генеральный директор «Газпромнефть – Битумные материалы» Дмитрий Орлов, российский рынок является третьим в мире после Китая и США по объемам потребления нефтяного битума, он занимает около 6 % мирового объема. В 2022 году объем производства битума в РФ составил 7,7 млн тонн, прибавив приблизительно треть к показателю 2014 года. При этом глава компании спрогнозировал увеличение потребности внутреннего рынка до 8,5 млн тонн битума к 2027 году, назвав ключевыми драйверами спроса пятилетнюю программу дорожного строительства, утвержденную правительством России, национальный проект «Безопасные качественные дороги», являющийся катализатором роста объемов строительства автодорог, и реализацию инфраструктурных инициатив, включая развитие трасс федерального значения, как М-12 (Москва – Нижний Новгород – Казань). В то же время мощности российских предприятий уже сейчас имеют возможность нарастить производство битумных материалов вдвое от нынешнего объема – до 14,5 млн тонн.

«Мы сегодня готовы полностью удовлетворять всю потребность российского рынка. В то же время, по статистике 2022 года, мощности загружены только на 54 %. Для их увеличения необходимо, чтобы дорожные организации системно, ритмично работали на дорожных объектах, было потребление, тогда обеспечим необходимый объем битума», – говорил Дмитрий Орлов.

Хоть рынок России и является приоритетным для отечественных производителей битума, исходя из технологических возможностей они готовы развивать и экспортные поставки – по остаточному принципу. И азиатское направление видится российским производителям наиболее перспективным для экспорта.

Так, весной текущего года глава «Газпромнефть – Битумные материалы» объявил о планах по увеличению Россией поставок битума в Китай в 2,5 раза – с 8 тыс. до 20 тыс. тонн в месяц до конца 2023 года.

«Российские цены по битуму очень конкурентоспособны, сейчас идет поворот на восток. С части европейских рынков мы сместили акценты в сторону Азии, Китая и стран СНГ, сейчас перестраиваем логистические маршруты. Прогнозируем, что экспорт с этого года будет расти на десятки процентов», – отмечал Дмитрий Орлов.

Кроме того, в этом году экспорт нефтяного битума из России в Казахстан возрастет втрое – со 100 тыс. до 300 тыс. тонн в год. Квота на беспошлинную поставку 100 тыс. тонн в год битума из России действовала с октября 2022 года и, судя по всему, не удовлетворяла казахстанский спрос. Подписанный недавно протокол между министерствами энергетики двух стран об увеличении поставок российского битума стал для Астаны возможностью закрыть острый дефицит на фоне растущего спроса – в утроенном объеме российский битум начнет поставляться на территорию Казахстана незамедлительно.

Когда-то Россия полностью обеспечивала казахстанский рынок своим битумом. Но на пути к независимости, со строительством собственных производственных мощностей, Казахстан решил отказаться от импорта и самостоятельно удовлетворить свои потребности в этом материале. Как выяснилось, неэффективно и ненадолго.

Дефицитный продукт Казахстана

В Казахстане битум производят четыре предприятия: на западе – ТОО «СП «Caspi Bitum» (мощность – около 400 тыс. тонн окисленных и 120 тыс. тонн модифицированных дорожных битумов в год), на севере – ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ, до 350 тыс. тонн в год), на юге – Qazaq Bitum и ТОО «Асфальтобетон 1» (до 280 тыс. тонн и около 180 тыс. тонн соответственно). При этом Caspi Bitum и ПНХЗ, обеспечивающие львиную долю выпуска битума в стране, относятся к национальному нефтегазовому холдингу «КазМунайГаз».

До запуска в 2013 году CaspiBitum Казахстан импортировал около 200 тыс. тонн битума из России. Однако с вводом в эксплуатацию этого завода решил надолго, если не навсегда, избавиться от этой зависимости. Впрочем, проблема дефицита никуда не исчезла.

Даже после введенного в 2014 году с выходом Caspi Bitum на проектную мощность запрета на ввоз российского битума на территорию РК дорожно-строительные организации все равно периодически сталкивались с нехваткой этого товара: к примеру, дорожные строители севера и востока страны, ранее получавшие битум автомобильным и железнодорожным транспортом из Уфы, Салавата и Омска, в 2020 году сетовали казахстанскому правительству на недостаточность мощностей ПНХЗ, дорогую логистику и длительные сроки при организации доставки с запада и юга из-за значительной отдаленности от них других заводов.

В конце 2018 года национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» назвала эту «дефицитную» ситуацию, ведущую к снижению качества дорожно-строительных работ и финансовым потерям самих дорожных строителей, проблемой республиканского уровня и выступила с инициативой об отмене запрета на ввоз битума из России. Однако, несмотря на устную договоренность между РФ и РК, снять соответствующие ограничения и выделить квоту на ввоз в Казахстан в течение лета 2019 года требуемые 200 тыс. тонн российского битума тогда не удалось. Зато шагом к сотрудничеству в этом направлении стало согласие России предоставить соседу квоту в объеме до 280 тыс. тонн в год нефтяного гудрона, являющегося сырьем для битума. В июле 2022 года уже новые российско-казахстанские договоренности увеличили ежегодную квоту по гудрону до 430 тыс. тонн в год. И лишь с октября 2022 года, после долгого перерыва, российский экспорт битума в Казахстан наконец возобновился.

По данным Минэнерго РК, в 2022 году казахстанские заводы произвели 950 тыс. тонн битума, или 85,6 % от запланированного объема. В невыполнении производственного плана тогда фактически обвинили дорогой российский гудрон.

Аналитик, ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть», экс-советник министра энергетики Олжас Байдильдинов смотрит на проблему более широко и считает, что причиной неразвитости подотрасли является неэффективное и бессистемное регулирование.

«К большому сожалению, вопросы, находящиеся в сфере ответственности нескольких центральных государственных органов (министерств) и местных исполнительных органов (региональные акиматы), перманентно решаются неэффективно и бессистемно. К примеру, мы говорили о том, что Казахстан должен стать транзитным хабом, построили дороги, а потом оказалось, что у нас дефицит дизельного топлива из-за его возросшего потребления, в том числе из-за транзитного грузового транспорта. Требуются новые объемы для строительства и ремонта, однако новых мощностей и сырья нет из-за госрегулирования отрасли», – отметил он в комментарии «ФедералПресс».

Олжас Байдильдинов сказал, что сейчас эта сфера регулируется через установление оптовых цен и план поставок, который согласовывают министерство энергетики и министерство индустрии и инфраструктурного развития. План поставок утверждается на основе заявок акиматов из регионов.

«То есть, если вы строите дорогу, то вам сначала нужно войти в план поставок, чтобы получить битум по внутренним ценам, иначе придется импортировать из России по более высоким ценам с риском не уложиться в общую стоимость договора. Кроме того, одним из главных автостроителей является госкомпания, которая, естественно, получает дешевый ресурс в первоочередном порядке. В итоге страна ежегодно сталкивается с дефицитом и необходимостью импортировать все больше битума», – поясняет он.

По данным Argus, в 2023 году в Казахстане ожидается рекордное потребление битума для строительства автомобильных дорог, и потому без российского импорта республике не обойтись. Так, в текущем году здесь планируется реконструировать и построить 7,3 тыс. километров республиканских трасс и 3,2 тыс. километров местных дорог, что потребует увеличения суммарного спроса на битум до 1,3 млн тонн с 1,1 млн тонн в 2022 году. А всего в 2020–2025 годах по госпрограмме запланирована реконструкция и ремонт 48 тыс. километров дорог республиканского и местного значения, что практически вдвое больше, чем в 2015–2019 годах – тогда этот показатель составлял 25 тыс. километров.

«Соседний Узбекистан также увеличивает объемы строительства, и им каждый год также требуется больше битума. Прекрасная возможность увеличивать мощности в РК и начать экспорт, но перерегулированность внутреннего рынка вкупе с ограничениями на экспорт сделали отрасль инвестиционно-непривлекательной», – говорит Олжас Байдильдинов.

Эксперт при этом подчеркивает, что запасов битуминозной нефти в Казахстане достаточно – свыше 1 млрд баррелей. Однако для их освоения и ввода в эксплуатацию необходима либерализация цен на внутреннем рынке – это позволит изменить ситуацию.

«К примеру, текущие цены на дорожный битум в РК составляют около 250 долларов за тонну на условиях EXW (фактически со склада – Прим. ред.). Тем временем на SPIMEX в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа – Прим. ред.) это около 280 долларов, но, несмотря на кажущуюся небольшую разницу, в действительности это временное явление из-за снижения курса рубля и относительно стабильного тенге. Традиционно разница составляет около 30 %, – отметил он. – Выход – в переходе на рыночные методы ценообразования, иначе будем сталкиваться с дефицитом и отставанием графика строительства и ремонта дорог, иных строительных работ, где используется битум и гидроизоляция».

Отвечая на вопрос о том, есть ли возможность в РК расширить мощности действующих производств и насколько это выгодно самим производителям, Олжас Байдильдинов отметил, что расширение мощностей в теории всегда возможно, однако оно упирается в недостаток сырья на внутреннем рынке.

«Недавно около 30 недропользователей объединились в новую ассоциацию, чтобы донести до правительства необходимость установления адекватных себестоимости цен на сырую нефть в РК (сейчас в среднем 20–25 долларов за баррель при среднеотраслевой себестоимости в 40 долларов)», – сказал он.

В мае текущего года руководитель группы компаний Qazaq Bitum Дмитрий Казнин анонсировал инвестиционный проект Batys Bitum мощностью по производству около 700 тыс. тонн битума в год и по хранению до 50 тыс. тонн готовой продукции в Актобе (на западе Казахстана), а также планы по началу строительства в 2024 году крупных битумных терминалов мощностью по 20 тыс. тонн каждый в Караганде и Алматинской области. Это означает, что Казахстан своих попыток достигнуть битумного суверенитета не оставляет. Пока этого не произошло, дружественного соседа будет поддерживать Россия: недавно помогли с бензином, теперь поможем и с битумом – нам не сложно.

Фото: Nikolay Gyngazov / Russian Look / globallookpress.com