Редакция «ФедералПресс» / Анна Литвинова
Москва
3 НОЯБРЯ, 2024
В историю космонавтики навсегда вписаны имена собак Белки, Стрелки, Уголька и Ветерка и других животных, которые слетали в космос и выжили. Но так удачно судьба на внеземных просторах сложилась не у всех зверей. «ФедералПресс» рассказывает о собаках, обезьянах и крысах, которые мучились и умирали ради освоения космического пространства.
Собак в космос во второй половине прошлого века отправляли довольно часто. Чаще других это делал Советский Союз: испытательные программы с животными разрабатывали в 50–60-е годы, чтобы понять, как полеты в космос перенесет человеческий организм.
Советская космонавтика знает много имен собак-героев, которые летали на орбиту и до знаменитых Белки и Стрелки, и после. Одна из них – Лайка. Трагическая судьба этой собаки с «билетом в один конец» в 1957 году поразила весь мир.
СССР в тот год на фоне успешного запуска космического аппарата «Спутник-1» решился отправить в космос еще один – «Спутник-2». Стране было важно наконец вывести на орбиту аппарат с живым существом. Ученых подгонял лично Никита Хрущев – чтобы успели к сорокалетию Октябрьской революции.
Решено было отправить Лайку – беспородную собаку с улицы, которая устроила ученых по весу и другим важным параметрам. Животное интенсивно готовилось к полету, а перед запуском пережило небольшую операцию – собаке вживили датчики для отслеживания пульса и дыхания. Кабину для Лайки тоже подготовили: оборудовали аппараты для автоматического кормления и справления нужды, наладили устройство регенерации воздуха.
Семь дней собаку собирались поддерживать живой, а на восьмой, когда закончится кислород, – усыпить отравленной порцией еды. Прибегнуть к такой суровой мере хотели, потому что знали – собака на Землю не вернется, ведь у спутника такой возможности просто не было.
Но Лайке не довелось прожить в космосе и дня. Уже через 5–6 часов после запуска аппарат разогрелся до сорока с лишним градусов, и собака умерла от перегрева. Аппарат с мертвым животным на борту сгорел в атмосфере спустя почти полгода.
Обезьян в космос запускали не меньше, чем собак. Пионерами в этом деле были США, но свои программы с приматами имелись также в СССР, Франции, Аргентине и Иране.
Первые испытания с обезьянами в США – еще на суборбитальных ракетах – заканчивались для животных плачевно. Один из душераздирающих случаев – запуск ракет «Фау-2» в 1948–1950 годах с полигона в Нью-Мексико для биологических исследований.
Проект предполагал, что ракеты будут запускать на сравнительно небольшую высоту, чтобы они летали по инерции. Испытуемая обезьяна в этот момент в головной части ракеты должна была находиться в состоянии невесомости. После испытаний кабину с приматом планировали возвращать на Землю с помощью парашютной системы.
Приматам, как и собакам, вживляли датчики, чтобы отслеживать жизненно важные показатели. Но было одно отличие – приматы летали под наркозом, так как ученые боялись, что животные испугаются перегрузок и навредят себе.
На первом этапе исследователи запустили четыре ракеты «Фау-2» с четырьмя самцами обезьян вида макака-резус. У всех приматов была одна кличка – Альберт, различались они только добавочными номерами – от 1 до 4. К сожалению, ни одна из обезьян не выжила.
Крыс в космос в XX веке тоже запускали постоянно в исследовательских целях. Сейчас это продолжают делать: крысы вместе с мышами и хомяками прекрасно живут на МКС вместе с космонавтами.
Но, как водится, первые запуски космических аппаратов с крысами на борту заканчивались неудачно. Один из примеров – французская программа по изучению поведения млекопитающих в космосе.
Известно, что страна в 1961–1961 годах отправляла в космос крыс минимум трижды. В научных статьях животных-космонавтов называют по кличкам Гектор, Кастор и Поллукс. Все они погибли ради науки.
Также почитайте, как СССР запускал первый искусственный спутник Земли. А следом рекомендуем историю российского ученого Игоря Ашурбейли, который создал первое космическое государство под названием Асгардия.
Изображения сгенерированы нейросетью Kandinsky; инфографика: ФедералПресс / Анна Минеева; видео: YouTube / British Pathé