Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Куликовских
Курганская область
17 НОЯБРЯ, 2023
По данным опроса молодых людей в Курганской области, почти две трети из них хотя бы раз подвергались буллингу. Как правило, респондентов травили в школе, вузе, в армии или на работе. О причинах агрессии и способах помощи жертве – в материале «ФедералПресс».
В июне и июле 2023 года Центр управления регионом в Курганской области провел социологическое исследование среди молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Социологи выяснили, сталкивались ли молодые люди с травлей и насколько эта проблема актуальна.
«По данным исследования, 59 % молодых людей сталкивались с буллингом: они были жертвой либо свидетелями травли. Большинство из них отметило, что происходило это, прежде всего, в школе», – пояснила старший социолог ЦУР Татьяна Захарова.
По мнению 28 % респондентов, помочь жертве и прекратить буллинг могут одноклассники и одногруппники. Почти такое же количество молодых людей уверено, что эту проблему должна решить администрация учебного заведения.
Четверть считает, что с травлей должны разбираться органы правопорядка, родители, психологи и социальные педагоги.
Статистика соответствует тому, что наблюдают в своих кабинетах профессиональные психологи. К такому выводу пришла курганский психолог, гештальт-терапевт, руководитель Психологического центра «Феникс» Татьяна Федосимова.
«Много клиентов, которые были свидетелями либо участниками травли, причем как со стороны жертвы, так и организаторов. Были случаи, когда осознанно унижали, когда не понимали серьезность происходящего, говорили: что там такого обидного, мы шутим, играем», – прокомментировала «ФедералПресс» Федосимова.
Одна из причин травли – подавленная агрессия, корни которой могут находиться в семье. Скорее всего, у зачинщика буллинга дома были проявления различного рода агрессии, необязательно только физической, возможно, ребенка просто унижали и подавляли.
«Он не может себя защитить, и подавленная агрессия проявляется за пределами дома, очень часто во дворе или в школе. Есть люди, которые страдают от собственной подавленной агрессии. Надо бороться с первопричиной. Детям, которые проявляют агрессию, необходимо пройти терапию», – пояснила Татьяна Федосимова.
В практике психолога был случай, когда на прием пришел 22-летний молодой человек с просьбой: «Помогите, а то кого-нибудь убью и сяду». Последний раз он босиком убежал в соседний дом и избил одноклассника. Выяснилось, что отец очень сильно побил парня в детстве за то, что он попробовал наркотики. «Юноша не мог агрессию проявить, она в нем застряла. Любое неловко сказанное слово вскрывало подавленную агрессию, ненависть и обиду. После терапии начал спать, общаться с отцом. Все быстро прошло», – вспоминает эксперт.
Еще одна причина – неадекватная самооценка. Завышенная самооценка – единственный способ не чувствовать себя ничтожеством. И есть категория детей, у которых она повышается за счет унижения других, так ребята чувствуют себя признанными и достойными.
«Они будут это делать, к сожалению. Отношение к себе формируется взрослыми в раннем возрасте. И если отношение к себе формируется как к ничтожному, отвратительному, тупому и никчемному, то нужно работать с этим, помогать восстановить адекватную самооценку», – отметила Татьяна Федосимова.
Потребность быть включенным в коллектив и не быть отвергнутым толкает молодежь на то, чтобы не бороться с травлей. Как подчеркнула психолог, страх отвержения – природный рефлекс, человек нуждается в том, чтобы быть в сообществе, потому что отдельно погибнет как особь.
«Страх быть вне общества очень сильный, люди будут поддерживать традиции лидеров, которые подавляют и унижают кого-то, чтобы не быть отвергнутыми, даже если это претит их ценностям. Такие дети не могут сказать слова против и будут стараться гнуть линию вожака», – отметила Татьяна.
Никто не застрахован от плохого коллектива, и не все дети умеют за себя постоять. Однако за атмосферу в сообществе несут ответственность взрослые.
«Я встречала классы и школы, где таких явлений практически нет, или они ярко не выражены. Связываю это с культурой, которая там создается. Очень большая ответственность лежит на классных руководителях, потому что имени они создают культуру взаимоуважения и поддержки, открытости либо условия, в которых дети противостоят друг другу, конкурируют», – подчеркнула психолог.
«Ребенок и так не знает, на что опереться, чувствует себя никчемным и униженным, и если он получает то же самое в семье, то это очень сильно калечит его и может привести к крайним результатам – к суицидальным попыткам. А может произойти обратный эффект, когда ребенок ожесточится, превратится в жестокого преступника», – сказала спикер.
Очень важно помочь ребенку пережить период травли. Родителям нужно восстанавливать самооценку ребенка, говорить, что он самый умный и лучший, что они рядом и помогут. Это не будет продолжаться долго, потому что во взрослой жизни существуют другие законы, скоро все встанет на свои места, надо потерпеть.
«Такая моральная поддержка должна быть обязательно. Не слушай их, ты на самом деле порядочный и крепкий. Нужно максимально поддерживать ребенка», – подчеркнула Федосимова.
Необходима и социальная поддержка, учителя и родители должны защищать детей в школе. Если родители жертв травли не встречают поддержки со стороны педагогов или родителей агрессоров, то нужно менять школу или класс.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, как защитить учителя от травли в школе.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Аталыкова, Ольга Юшкова