Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Красноярский край
16 НОЯБРЯ, 2023
Самолет Ту-154Б-2 авиакомпании «Аэрофлот» в тот день, 16 ноября 1981 года, должен был лететь по маршруту Красноярск – Норильск, но из-за плохой погоды и видимости вылет постоянно откладывали. На борту находилось 160 пассажиров, включая 14 детей. Полет обещал быть стандартным: опытный экипаж, новый самолет, да и погода к вечеру уже наладилась. Но при заходе на посадку заклинило рули высоты, и авиалайнер не долетел до полосы несколько сотен метров. Он ударился о бруствер перед взлеткой и развалился на части. Вспомним, как произошла трагедия, и постараемся ответить на вопрос – возможно ли было ее избежать?
Самолет Ту-154Б-2 в тот день должен был вылететь еще в 11 утра, но вместо этого поднялся в небо только в 17:38. На борту лайнера находились студенты, военнослужащие, строители, работники местных предприятий, а также команда борцов. Само воздушное судно было выпущено Куйбышевским авиационным заводом менее чем за год до трагедии, в марте 1981 года, и было абсолютно новым.
Его передали МГА СССР, которое 1 апреля того же года направило его в 1-й Красноярский авиаотряд Красноярского управления гражданской авиации авиакомпании «Аэрофлот». Самолет был оснащен тремя турбовентиляторными двигателями НК-8-2У. На день катастрофы он совершил 697 циклов «взлет-посадка» и налетал 1889 часов.
Управлял в тот день самолетом пилот с большим опытом Геннадий Шилак. Он имел звание «Заслуженный пилот СССР», которое получил именно за освоение самолета Ту-154. Коллеги характеризовали его как новатора и испытателя. Шилак постоянно разбирался в самолетах, на которых летал, и давал ценные рекомендации менее опытным пилотам. Во время рейса в Норильск он тоже занимался проверкой поведения автомата тяги.
Остальной экипаж самолета был не менее опытным. Также в салоне лайнера работали трое бортпроводников. Примечательно, что перед самым вылетом к пилоту подошла одна из стюардесс и попросила отпустить ее, поскольку у нее серьезно заболел сын. В итоге командир отпускает женщину, а в 17 часов 38 минут Ту-154 поднимается в ночное небо.
Несмотря на капризы погоды перед вылетом, полет проходил в штатном режиме. Геннадий Шилак принимает решение, что будет сам пилотировать самолет, а заход на посадку будет выполняться в директорном режиме с включенным автоматом тяги. Иными словами, полагаясь на подсказки автоматики.
Проведенное позже расследование показало, что это была ошибка. Экипаж не учел экономию топлива, а также неправильно высчитал массу пассажиров, включая неучтенных на посадке детей. Это добавило к весу воздушного судна более чем 2,3 тонны, которые и стали роковыми.
В аэропорту Алыкель, как обычно, по расписанию, ждали прибытия рейса из Красноярска. На подлете бортпроводница объявила посадку и предложила пристегнуть ремни. Люди готовились увидеться с родными, а проводники заняли свои места – все шло по привычному сценарию. Самолет снижается, и вертикальная скорость достигает порядка 7 м/с. Пилот тянет штурвал на себя, лайнер набирает высоту и входит в правильную траекторию глиссады, но лайнер едва поддувает слабым порывом попутного ветра.
Заход снова становится нестабилизированным, правда, причин для ухода на второй круг пока нет. Командир прекрасно справляется с ручным управлением, а автомат тяги выдерживает заданную скорость – 265 км/ч. Эта скорость соответствовала стандартной посадочной массе самолета 78 тонн, но не учитывала перегруз на две с лишним тонны, при котором требуется 270 км/ч. В итоге самолет резко теряет скорость.
Приземление произошло на все три стойки шасси, после чего нос самолета приподнялся, отчего машина ударилась о землю хвостом. В 430 метрах от ВПП авиалайнер врезался правой стороной в восьмиметровую насыпь курсового радиомаяка и рассыпался на площади 300х70 метров. Находившиеся в салоне люди, а также бортинженер вылетели в снег.
Помимо пилота на борту находились:
В салоне самолета работали трое бортпроводников:
На борту самолета находились 160 пассажиров, включая 14 детей.
На месте погибли 83 человека – 4 члена экипажа (командир самолета, второй пилот, штурман и старший бортпроводник) и 79 пассажиров. Позже в течение недели в больницах от ран скончались еще 16 пассажиров, тем самым увеличив общее число жертв до 99. Выжившие 68 человек получили ранения различной степени тяжести.
Согласно заключению комиссии, причиной катастрофы стала недостаточная эффективность рулей при посадочной скорости самолета на завершающем этапе захода на посадку вследствие:
Кроме того, во время летных испытаний были выявлены конструктивные недостатки самолетов Ту-154Б. Однако спешка с внедрением и началом эксплуатации новых моделей привела к тому, что в ОКБ Туполева не было принято никаких конструктивных мер по увеличению запаса продольной управляемости авиалайнера, а руководство ГосНИИ ГА попросту не проконтролировало этот момент.
Экипаж признали невиновным. Позже в руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ) было запрещено совместное использование директорного режима и автомата тяги. Крушение Ту-154 в Норильске вошло в авиационные учебники под именем командира корабля, став одной из немногих именных катастроф – «катастрофой Шилака».
Выжившие в авиакатастрофе люди вспоминают, что в воздухе пахло кровью и керосином. Для того чтобы спасти пострадавших пассажиров, врачей городской больницы подняли по тревоге. Большую часть раненых доставили в Норильск на электричке.
В приемный покой одновременно привезли порядка 80 человек, для чего пришлось открыть так называемое нулевое отделение, куда свезли лучшую аппаратуру из других медучреждений города. Там развернули настоящий полевой госпиталь: хирурги не отходили от столов, операции закончились только к полудню следующего дня.
Тогда в городе поползли различные слухи о крушении, поскольку истинную причину катастрофы знали немногие. Но ясно было одно – масштабов трагедии не скрыть. Аэропорт в Норильске срочно закрыли, и лишь спустя сутки он снова стал принимать самолеты.
Сибирь не раз становилась местом крушения самолетов. К примеру, авиалайнер Ту-154 потерпел крушение на подлете к Иркутску 4 июля 2001 года. Рейс следовал из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. Пилоты выполняли маневр разворота и захода на посадку, когда авиалайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать. Ту-154 рухнул на лесную поляну в нескольких километрах от села Бурдаковка.
От удара самолет разлетелся на множество мелких обломков, сохранилась лишь хвостовая часть лайнера. На место происшествия из Иркутска немедленно вылетели на вертолете спасатели МЧС, из ближайших населенных пунктов прибыли пожарные расчеты. Правда, спасать было уже некого. Причиной ЧП стали ошибочные действия экипажа. Тогда жертвами ЧП стали 145 человек, в том числе девять членов экипажа.
30 июня 1962 года самолет Ту-104, выполнявший рейс из Хабаровска в Москву с несколькими пересадками, вылетев из Иркутска, к 16:50 благополучно добрался до точки в 50 километрах от Красноярска, после чего внезапно перестал выходить на связь.
Позже выяснилось, что борт перешел на экстренное снижение, затем в сваливание, зацепился за верхушки деревьев и упал в 28 километрах от красноярского аэропорта. Погибли 8 членов экипажа и 76 пассажиров, в том числе более 10 детей. Как выяснило следствие, самолет был случайно сбит ракетой, выпущенной на учениях частью ПВО под Маганском.
23 декабря 1984 года самолет ТУ-154 выполнял рейс Красноярск – Иркутск. Спустя три минуты поле взлета на высоте в 2040 метров пассажиры услышали громкий хлопок: это разрушился диск первой ступени компрессора низкого давления в третьем двигателе. После чего бортинженер доложил о вибрации во втором двигателе.
Вскоре ошибка была обнаружена, и экипаж задействовал систему пожаротушения, пытаясь остановить пожар в горящем третьем двигателе. Правда, в суматохе пилоты забыли отключить подачу топлива, и пожар только усилился. Экипаж развернул самолет, пытаясь вернуться в Красноярск. Но все было тщетно. В 22:15 самолет врезался в землю в трех километрах от аэропорта. Жертвами авиакатастрофы тогда стали 110 человек. Чудом выжил один человек – мужчина 27 лет.
Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о том, в чем причина авиакатастроф в России.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Андрей Гусий