Редакция «ФедералПресс» / Филипп Грузин
Крым
11 ЯНВАРЯ, 2024
Силы ВСУ продолжают активно атаковать Крымский мост. В целях безопасности переправу закрывают в месяц в среднем 5–7 раз. «ФедералПресс» разобрался, как Крымский мост стал главной целью ВСУ и почему они не оставляют попыток его разрушить.
Строительство Крымского моста началось сразу после проведения референдума о вхождении Крыма в состав России. Автодорожный мост был открыт в 2018 году, железнодорожный – в 2019. Сразу после этого объект стал одним из символов возвращения Крыма в родную гавань. Мост связал Краснодарский край и полуостров. На торжественном открытии сооружения присутствовал президент России Владимир Путин, который на грузовом автомобиле пересек Крымский мост со стороны Краснодарского края.
С самого начала спецоперации Крымский мост стал главной целью для ВСУ. В данный момент переправа является стратегическим объектом. Именно через этот мост осуществляется снабжение южных группировок ВС РФ.
Переправа является ключевым символом воссоединения Крыма и России, а также важным логистическим направлением, считает политолог Ольга Грабовец.
«Если раньше Крымский мост был по больше части гражданским объектом, то сейчас это важнейший логистический пункт для снабжения наших войск. Полуостров ни в коем случае не должен быть отрезан от России. Именно поэтому к защите переправы относятся очень ответственно. Несмотря на попытки Киева уничтожить мост, сделать им этого по-прежнему не удалось и не удастся», – считает эксперт.
Для обеспечения безопасности Крымского моста российские власти проводят круглосуточное дежурство военных и сотрудников спецслужб, устанавливают инженерные барьеры, системы видеонаблюдения, радиотехнического контроля и гидроакустического наблюдения. Также здесь развернуты средства противовоздушной обороны.
Украинские политики и военные неоднократно выражали свое намерение устранить Крымский мост, так как он является одним из каналов снабжения российской армии в Крыму. Переправу не один раз уже называли одной из важнейших целей Вооруженных сил Украины.
Самая мощная атака на Крымский мост была совершена украинскими спецслужбами 8 октября 2022 года. В результате было разрушено около 250 метров дорожного покрытия, сгорело 7 цистерн грузового поезда. Погибло пять человек: водитель грузовика, а также водитель и три пассажира легковой машины, проезжавшей рядом.
Эта террористическая атака стала первой в истории Крымского моста. Она произошла спустя несколько часов после юбилея президента России Владимира Путина. Официально Украина не стала брать на себя ответственность за совершение теракта, однако украинские и западные СМИ, ссылаясь на официальные источники, сообщали, что именно украинские спецслужбы были организаторами.
Второй попыткой крупной террористической атаки на Крымский мост стал взрыв, произошедший 17 июля 2023 года.
В результате атаки были нанесены значительные материальные убытки, нарушено движение транспорта и освещение. Трагически погибла семейная пара из Краснодарского края, которая направлялась на отдых в Крым. Их 14-летняя дочь получила серьезные травмы и осталась сиротой. Это стало вторым серьезным инцидентом на Крымском мосту. Целью атаки ВСУ было нанести ущерб переправе.
Согласно заявлению главы Крыма Сергея Аксенова, взрывы произошли около 145-й опоры моста. По информации российских властей, пострадали два участка и дорожное покрытие, в то время как железнодорожные пути остались нетронутыми. Атаку на мост совершили беспилотные летательные аппараты.
В этот раз украинские власти также не взяли на себя ответственность за теракт, но в день его совершения заявили, что «Крымский мост – это лишняя конструкция».
Однако для россиян Крымский мост после начала спецоперации стал еще более значимым объектом. Это – символ добровольного и радостного воссоединения полуострова с Россией, считает политолог Владимир Джаралла.
«Прежде всего, мост – это символ. Добровольного и радостного воссоединения Крыма с Россией. Символ мощи, организаторских, материальных и инженерных возможностей нашей страны. Не пропагандистских, а реальных. Достаточно было один раз проехать по нему, чтобы стало понятно: это – навсегда. И это было и остается ярким контрастом с украинской реальностью. Которая и до СВО ничего равного создать не могла. Из-за коррупции, из-за неспособности власти работать в интересах общества, а не эгоистичных временщиков у власти. Сколько там было криков: «Не построят!» И какая тишина была после того, как Путин за рулем грузовика открыл по нему движение», – отмечает эксперт.
Именно этот фактор и стал главной причиной того, что после начала боевых действий Крымский мост стал главной целью украинских военных.
«Поэтому с началом конфликта он стал одной из главных целей. Если он вначале был единственной связью с материком, то после сухопутного коридора он оставался именно символом. Увы, дважды укронацикам это удалось. Оба раза – по причине человеческого фактора. Поэтому, поняв, что он вполне может быть уязвим, они продолжают свои атаки», – считает эксперт.
После террористических атак по Крымскому мосту переправу перекрывают при первой подозрительной активности со стороны Украины. За последние полгода это происходит в среднем 5–7 раз в месяц. Чтобы избежать повторных жертв и разрушений, принимаются все необходимые меры безопасности.
Угроза для Крымского моста будет существовать до тех пор, пока с Россией граничит враждебное государство Украина. Более подробно об этом рассказал Владимир Джаралла.
«Все это означает лишь одно – любое перемирие с властью на соседней территории под диктовку Запада будет лишь передышкой для смертельно раненого противника. Он использует это для восстановления и начала конфликта уже со своих позиций. Потому пока будет существовать эта враждебная власть на соседней территории, до тех пор и будет сохраняться угроза для гордости современной России – Крымского моста. И только победа сможет устранить ее», – считает политолог.
Ранее «ФедералПресс» писал о том, что Крымский мост внезапно перекрыли. Власти ввели ограничение на проезд по Крымскому мосту в обоих направлениях в 12:52 по местному времени 10 января.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева