Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Последний полет Лебедя: история трагической авиакатастрофы в Красноярском крае

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Красноярский край
28 АПРЕЛЯ, 2024

Двадцать два года назад – 28 апреля 2002 года недалеко от Буйбинского перевала потерпел крушение вертолет Ми-8. На борту помимо членов экипажа, чиновников и журналистов находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Все они летели на презентацию новой горнолыжной трассы. Внезапно, не долетев до посадочной площадки у озера, вертолет рухнул с высоты и еще в воздухе начал разваливаться на части. Вспомним, как произошла трагедия, какие конспирологические версии ей сопутствовали, и можно ли было избежать ЧП.

Хронология событий

В тот роковой день губернатор Красноярского края Александр Лебедь, его коллеги и местные журналисты должны были добраться до новой горнолыжной трассы в Восточных Саянах. Вертолет поднялся в воздух, но до пункта назначения так и не долетел. В 10:15 утра по местному времени рухнул вниз. Трагический инцидент произошел на юге Ермаковского района в 50 километрах от поселка Арадан.

Как позже выяснилось, вертолет столкнулся с проводом линии электропередачи возле автомобильной трассы М-54 «Енисей», в 100 километрах от районного центра – села Ермаковское. На обломки судна случайно наткнулись сотрудники ГИБДД, которые первые и вызвали помощь.

Разбившийся вертолет принадлежал авиакомпании «Енисейский меридиан» – дочерняя компания аэропорта Черемшанка. Управлял судном командир вертолета Алексей Курилович, в команду входили командир звена Тахир Ахмеров и бортмеханик Павел Евсеевский. Помимо губернатора Александра Лебедя в вертолете находились представители краевой администрации, журналисты телеканалов и нескольких красноярских газет. В итоге из 20 человек, находившихся на борту вертолета, жертвами ЧП стали 8 человек:

Причина крушения

Обычно когда погибает высокопоставленный чиновник, ЧП обрастает домыслами и легендами. Этот инцидент не стал исключением. Версий ЧП было несколько: плохие погодные условия, в частности туман, ошибка экипажа, неисправность вертолета, указания непосредственно самого губернатора – лететь пилотам на предельно низкой высоте, диверсия, и наконец, ЛЭП, местонахождение которой не показывали ни одни полетные карты.

Расследованием авиакатастрофы занялась специальная комиссия, под руководством первого заместителя губернатора края Николая Ашлапова и на тот момент председателя краевого Законодательного собрания Александра Усса. Кроме того, федеральный центр учредил дополнительную комиссию под руководством тогдашнего министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу для исследования обстоятельств гибели Лебедя и остальных пассажиров. В итоге заключения экспертов вскрыли шокирующий факт – экипаж к полету был не особо готов. В частности комиссия по расследованиям МАКа вынесла экспертное заключение, где говорится, что экипаж выполнял полет по горному ущелью на предельно малой высоте в условиях плохой видимости без должной подготовки. Кроме того, пилоты не знали точного места приземления, да и ландшафта территории в целом.

огласно аудиозаписи, стало понятно, что у пилотов отсутствовали точные карты. Во время того рокового полета пилоты опасались зацепиться за ЛЭП. По всем правилам экипаж должен был вернуться и переждать плохую погоду, а именно вертолет пролетал над горами утром, когда туман еще не успел развеяться после морозной ночи. Провода ЛЭП были обнесены инеем, и на фоне белого снега экипаж Ми-8 попросту их не заметил. По курсу воздушного судна было две линии электропередачи. Первую вертолет успешно облетел и пилоты даже заметили вторую. Однако если шасси успешно преодолели эту преграду, то вертолет задел хвостом опору ЛЭП и рухнул с тридцатиметровой высоты на землю.

Последствия катастрофы

Выжившим в авиакатастрофе пилотам было предъявлено обвинение по статье 263 части третьей УК РФ – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». По версии следствия, помимо некачественной предварительной подготовки к полету, решение о полете было принято с учетом летного прогноза погоды только на первоначальном участке маршрута до поселка Ермаковское. В тот роковой день метеопрогноз был нелетным, но экипаж решил продолжить полет.

В итоге пилоты предстали перед судом. Красноярский краевой суд приговорил Тахира Ахмерова к 4 годам лишения свободы в колонии-поселении, а Алексея Куриловича – к 3 годам лишения свободы условно.

Не первое крушение Ми-8 в Сибири и на Дальнем Востоке

Сибирь не раз становилась местом авиакатастроф, в том числе и вертолетов Ми-8. В прошлом году, 27 июля, вертолет Ми-8 авиакомпании «Алтай авиа» потерпел крушение при заходе на посадку в селе Тюнгур в Республике Алтай. По данным экстренных служб, в результате крушения шесть человек погибли, еще семь пострадали.

16 декабря 2022 года в аэропорту Байкал в Республике Бурятия во время посадки потерпел крушение Ми-8. В итоге жертвами ЧП стали трое членов экипажа, пассажиров на борту не было. Рухнувший вертолет планировалось поставить заказчику в Китай.

Годом ранее – 12 августа 2021 года в районе Кроноцкого заповедника на Камчатке разбился вертолет Ми-8 с туристами. На борту находились 16 человек, половина из которых погибла, включая командира воздушного судна и одного ребенка.

Одно из знаковых ЧП с участием вертолета Ми-8 произошло 18 сентября 1981 года. Самолет Як-40, следовавший по маршруту Иркутск – Железногорск-Илимский, и вертолет Ми-8 ВС столкнулись на высоте 400 метров. Оба воздушных судна полностью разрушились, врезались в землю на расстоянии в несколько сотен метров друг от друга и сгорели. Столкновение унесло жизни 40 человек.

Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о самых страшных авиакастрофах на Северо-Западе России.

Фото: ФедералПресс / Полина Петренко, Светлана Возмилова, pxhere.com