Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Санкт-Петербург
24 МАЯ, 2024
После введения западных санкций России пришлось искать новые рынки сбыта для сжиженного природного газа (СПГ), нефти и стабильного газового конденсата, добываемых в Арктике. Кроме того, понадобилось подбирать новые логистические схемы, задуматься о способах транспортировки и количестве необходимой техники. Проблемы арктических проектов обсудили на пленарной сессии во время 8-го Международного Арктического саммита «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов» (Саммит Арктика 2024), который проходит в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России (СПб ГПС).
В России произошло обрушение трубопроводных поставок, но одновременно увеличились поставки по морю. На данный момент Азия заместила Северную Европу. Единственной страной, которой Россия поставляет нефть в Европе, стала Турция, рассказал член научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Михаил Григорьев.
«Одновременно у нас происходит очень хорошее событие: объемы отгрузки арктических транспортных проектов, добывающих нефть и газ, стабильны. Это не только «Новатэк», не только «Новый порт», но и принадлежащий к «Лукойлу» «Варандейский терминал», и Приразломное месторождение «Газпромнефти». Мы видим, что объемы отгрузки, добычи и отгрузки практически выдерживаются», – объяснил эксперт.
После того как старые рынки, особенно европейские и американские, рухнули, Северный морской путь стал воротами в Восточную Азию. Теперь все объемы нефти, СПГ, стабильного газового конденсата были поставлены на порты восточного Китая.
«У нас есть попытки работать с Африкой, с Южной Америкой, но это очень маленькие рынки, которые не имеют коммерческой привлекательности. У нас остается Азия, куда можно пойти двумя путями: либо через Суэцкий канал, либо через Северный морской путь», – рассказал Михаил Григорьев.
Кроме того, он отметил, что в системе «Северного потока» заперто 90 млрд кубометров сжиженного природного газа, которые сейчас не имеют выхода на рынок. «Раньше мы 150 миллиардов кубометров СПГ экспортировали, а сейчас мы экспортируем в 4 раза меньше», – пояснил эксперт. Предполагается, что скопившийся СПГ тоже впоследствии вывезут в Азию.
Развитие арктической транспортной системы связано с развитием новых крупных проектов по освоению сжиженного природного газа. На данный момент существует два ключевых проекта. Это «Арктик СПГ 2», который предусматривает строительство трех технологических линий по производству СПГ общей мощностью 19,8 млн тонн в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год, и проект «Восток Ойл», включающий в себя месторождения Ванкорского кластера, Пайяхской группы, Западно-Иркинский участок и Восточно-Таймырской группы.
Однако самой главной проблемой сейчас является отсутствие судов необходимого ледового класса – танкеров-газовозов Arc7, которые могли бы обеспечить навигацию по Северному морскому пути. Имеющиеся суда полностью задействованы на действующих месторождениях, а под новые проекты их нет, отметил член научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Михаил Григорьев.
«Нет ясного и четкого понимания реальной потребности в судах, а также логистических схем, которые определяют потребность в судах. Ведь можно возить коротким плечом, тогда нужно меньше судов, на большое плечо – должно быть больше судов. Логистика будущих проектов не определена, и поэтому под нее нельзя рассчитать конкретную потребность, а самое неприятное – мы не можем понять, где это все будем строить», – поделился с «ФедералПресс» Михаил Григорьев.
Кроме того, увеличилась протяженность маршрута и стоимость фрахта. Если раньше танкеры из Мурманска в Роттердам оборачивались за 13 суток, то сейчас путь в Китай и обратно составляет 130 суток. Таким образом, в 10 раз увеличится стоимость фрахта, заключил Григорьев.
Между тем во время визита президента РФ Владимира Путина в Китай было решено создать совместную с Китаем комиссию по развитию транзита по Северному морскому пути. С российской стороны комиссию будет возглавлять «Росатом», который является оператором логистического маршрута. Объем перевозимых грузов по Северному морскому пути между двумя странами к 2030 году может увеличиться в 25 раз, до 50 млн тонн в год.
Фото: РИА Новости / Павел Львов