Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Куликовских
Ханты-Мансийский автономный округ
13 ИЮНЯ, 2024
Страшная трагедия произошла в аэропорту Нефтеюганска 50 лет назад. Как только вертолет Ми-8 с пассажирами на борту взлетел, внезапно оборвалась связь с диспетчером. Невольные очевидцы катастрофы с ужасом наблюдали, как практически неуправляемый горящий вертолет падает на взлетно-посадочную полосу. Что случилось на борту при взлете авиасудна – вспоминает «ФедералПресс».
В четверг 13 июня 1974 года транспортный вертолет Ми-8 авиакомпании «Аэрофлот», который обслуживал механизированную колонну № 14 треста «Уралэлектросетьстрой», в 7 часов утра вылетел из аэропорта Сургута в Нефтеюганск для дозаправки.
В 07:13 вертолет приземлился в Нефтеюганске. После дозаправки экипаж получил заявку на перевозку 16 пассажиров в район Старого Сургута. На борт поднялись 13 взрослых и трое детей. Все пассажиры должны были пересесть на другие воздушные суда в сургутском аэропорту и отправиться в разные города.
Экипаж получил разрешение на взлет. На высоте 15–20 метров пилоты услышали сильный хлопок и скрежет в двигателе. Связь с диспетчером оборвалась.
Бортмеханик отправился выяснять причины шума. Когда он открыл дверь кабины пилота, то увидел густой дым и огонь в грузовом отсеке. Командир экипажа принял решение об экстренной посадке.
Посадить вертолет прямо по курсу пилот не смог, так как рядом стоял Ми-2 и находились люди. Командир увел судно влево на 20–30 градусов. В этот момент кабину заволокло черным дымом, экипажу было трудно дышать. Рассмотреть показания приборов было невозможно.
«Бортмеханик заметил срабатывание трех световых табло сигнализации пожара, но определить, каких именно, было очень трудно из-за дыма. На ощупь удалось нажать кнопку пожаротушения ручной очереди. Управлять вертолетом стало невозможно из-за полной потери визуального контакта с землей», – сообщается на сайте об авиационных катастрофах в СССР и России airdisaster.ru.
Второй пилот открыл сдвижной фонарь и выглянул, чтобы визуально определить расстояние до земли. Он увидел, что вертолет ушел в неуправляемый левый крен, и попытался его выровнять. Именно в этот момент вертолет рухнул на взлетно-посадочную полосу аэропорта и перевернулся.
Весь экипаж – командир, второй пилот и бортмеханик – смог выбраться из горящего вертолета. Летчики успели спасти только двух пассажиров – женщину и ребенка. Вытащить остальных было уже невозможно, потому что весь вертолет был в огне.
Выжившие в авиакатастрофе получили ожоги и травмы. Жертвами происшествия стали 14 человек.
«После отрыва вертолета, на разгоне, из выхлопных патрубков обоих двигателей выбивало пламя. От вертолета разлетались со свистом части деталей. Диспетчер передал об этом экипажу, но экипаж передачу не принял. Вертолет стал снижаться и, пролетев 200–300 метров с левым креном, упал на полосу и сгорел», – цитирует показания очевидцев авиакатастрофы airdisaster.ru.
Рухнувший вертолет Ми-8 находился в эксплуатации всего пять лет. Воздушное судно вышло с заводского конвейера 20 февраля 1969 года. Следствие пришло к выводу, что причиной авиакатастрофы стало разрушение свободной турбины левого двигателя. Это и привело к пожару на борту.
При исследовании двигателя специалисты установили, что диск III ступени турбины разрушился из-за раскрутки ротора свободной турбины, которая была вызвана нарушением кинематической связи двигателя с редуктором. К нарушению этой связи привела поломка шлицевого соединения ведомого вала левой муфты свободного хода с ведущей косозубой шестерней. 50 лет назад гражданская авиация впервые столкнулась с подобной поломкой. До нефтеюганской катастрофы таких случаев не было.
В этом году отмечается круглая дата годовщине еще одной авиакатастрофы: 15 лет назад под Тюменью потерпел крушение самолет ATR-72. Что случилось на борту и скольким пассажирам удалось выжить, рассказали очевидцы трагических событий.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина, Полина Петренко