Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

СИМ-СИМ, закройся: почему мэрия Великого Новгорода грозится запретить аренду электросамокатов

Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Новгородская область
12 ИЮЛЯ, 2024

В Великом Новгороде могут запретить кикшеринг (аренду электросамокатов). Мэрия указывает, что число нарушений со стороны пользователей модного транспорта растет, а компании-операторы не выполняют возложенные на них требования по обеспечению безопасности. Если это не исправить в короткий срок, то прокат популярных средств индивидуальной мобильности (СИМ) станет недоступен пользователям. При этом эксперты сомневаются, что решить все указанные администрацией проблемы вряд ли возможно. Подробно в ситуации разбирался «ФедералПресс».

Почему могут запретить электросамокаты в Великом Новгороде

Информация о потенциальном запрете кикшеринга в Великом Новгороде появилась после встречи представителей фирм – арендодателей электросамокатов с чиновниками мэрии города. В администрации сообщили, что обсуждение в этот раз инициировали «не для обсуждения и поиска возможных вариантов решения проблем, с которыми сталкиваются новгородцы при встрече с участниками движения на СИМ, а чтобы выдвинуть требования по незамедлительному разрешению сложившейся ситуации в городе».

Вице-мэр Александр Тимофеев заявил, что прокатные организации не выполняют требования, которые регламентируются постановлением администрации. В частности:

Начальник ГИБДД УМВД России в Великом Новгороде Алексей Кашников заявил, что число ДТП с участием СИМ выросло на 187 %. Большая часть из них – это наезды на пешеходов.

«По итогам совещания представителям кикшеринговых компаний был обозначен срок в 10 дней на устранение озвученных замечаний. В случае неисполнения администрация города примет меры по расторжению действующего соглашения», – заявили в мэрии.

Почему подростки нарушают ПДД на электросамокатах

Ранее в городах Северо-Запада России власти никогда не заявляли, что могут полностью убрать кикшеринг, говорит в беседе с «ФедералПресс» независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев.

«Например, в Петербурге действуют частичные ограничения во время массовых мероприятий. В эти моменты в некоторых районах действительно нельзя ездить. Но для всего города такое впервые», – говорит Бурцев.

Эксперт называет ультиматум городской администрации вполне оправданным. По его словам, такие требования нельзя назвать неожиданными.

«Причина в том, что культура вождения СИМ находится на крайне низком уровне, а контроля нет практически никакого – ни в одном городе Российской Федерации», – замечает Бурцев.

Например, кикшеринговые компании совершенно не контролируют – пользуются ли их электросамокатами несовершеннолетние, считает Бурцев. Однако нарушения при использовании кикшеринга со стороны лиц, не достигших 16 лет, можно устранить, уверяет транспортный юрист Лев Воропаев. По его мнению, это можно сделать путем привлечения к административной ответственности.

«А вот все, что касается езды вдвоем, запрета на вождение СИМ в состоянии опьянения, то, я думаю, кикшеринговым компаниям самим крайне тяжело фиксировать и пресекать подобные нарушения», – говорит Воропаев в беседе с «ФедералПресс».

Вопрос совершения нарушений несовершеннолетними следует переадресовывать родителям, ведь это они несут ответственность за детей, подчеркивает урбанист, автор телеграм-канала «Вороньи мысли» Даниил Воронин.

«Все арендные средства индивидуальной мобильности доступны только с 18 лет, это в приложении указано. А если родители одобряют такое поведение детей, дают им свой аккаунт с привязанной картой, то и разговор следует вести с ними, а не с операторами СИМ», – считает эксперт.

Отметим, что о проблемах с захламленностью Великого Новгорода электросамокатами «ФедералПресс» публиковал большой материал – советуем ознакомиться.

Можно ли сократить число нарушений на электросамокатах

Инструментарий для регулирования скоростного режима в некоторых районах города у кикшеринговых компаний есть – такие примеры можно встретить во многих российских городах, говорит Михаил Бурцев. Снижение скорости электросамокатов делается довольно легко – «в пару кликов», уверяет Даниил Воронин. Рост количества ДТП с участием СИМ он связывает с ростом популярности такого транспорта.

«Если пересчитать в среднем по поездкам, то средства индивидуальной мобильности не опаснее автомобилей. При этом значение последних в значительности ДТП кратно больше везде. Тут стоит задать вопрос ГИБДД и администрации: а что они сделали для создания безопасных условий поездок. Например, в городе напрочь отсутствует велоинфраструктура и безбарьерная среда», – говорит эксперт.

При этом привлекать к ответственности нарушителей по закону могут только полицейские, а никак не частные компании.

«Поэтому, как я вижу, вопрос устранения всех нарушений не решаем. Сотрудники во время кампаний периодически отлавливают нарушителей на электросамокатах. Но системно тут вряд ли что-то удастся исправить, потому как количество сотрудников ГИБДД у нас небольшое, они чисто физически неспособны выявлять все нарушения», – замечает Воропаев.

Юрист подчеркивает, что для выявления нарушений полицейским помогла бы городская система видеофиксации и оснащение всех электросамокатов номерными знаками.

«Хотя для такого города подобный комплекс видеонаблюдения, думаю, будет весьма дорог финансово», – говорит Лев Воропаев.

По словам Даниила Воронина, в таком компактном городе, как Великий Новгород, наоборот, следует развивать СИМ и велосипедное движение. Именно поэтому электросамокаты пользуются спросом.

«Учитывая их популярность именно как транспорта, то многие люди могут пересесть с кикшеринга на личные авто. Тогда количество пробок на дорогах увеличится. Запрет СИМ – плохая инициатива», – говорит Воронин.

С ним не соглашается Михаил Бурцев.

«Решить проблему нарушений со стороны пользователей кикшеринга сейчас можно только одним способом – если их полностью убрать. К сожалению, мы дошли до того, что нужны радикальные меры. Мы увидели, что все другие меры нигде в России не работают, данный вид СИМ себя полностью дискредитировал», – замечает транспортный эксперт.

Фото: ФедералПресс / Матвей Николаев