Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
14 ОКТЯБРЯ, 2024
В Петербурге есть несколько районов, которые называют «муравейниками» из-за большого числа жилых 20-ти или 30-ти этажных высоток и их плотности. Как правило, такие районы строят на окраинах города. И ЖК в них разрастаются с огромной скоростью. Часто подобный подход к строительству влечет большое число проблем для жителей – пробки при выезде и въезде, малое количество парковок, дефицит социальной инфраструктуры, отсутствие зеленых зон. Привлекательны же такие районы обычно за счет бюджетного жилья как эконом-класса, так и более просторных квартир с хорошей отделкой. О том, какой из подобных «муравейников» более привлекателен для жизни и какая в них цена за квадратный метр, – читайте в материале «ФедералПресс».
Новые районы города в Петербурге имеют ряд недостатков, рассказывает «ФедералПресс» петербургский урбанист, автор телеграмканала «Вороньи мысли» Даниил Воронин. Среди них:
По словам эксперта, эти и другие проблемы присутствуют в городах-спутниках Петербурга – Мурино, Кудрово, а также в черте города – Парнас, Рыбацкое (Советский пр.), Шушары, Намыв, Новая Охта.
«Зачастую уровень преступности, количество мигрантов и другие деструктивные показатели в них выше, чем в спальных советских районах или в центре города. Появление данных районов обусловлено отголосками «дикого капитализма» 90-х и неразвитости рынка недвижимости 00-10-х годов. Запросы у потребителей в сегменте «эконом» и «комфорт» были ниже, чем сейчас», – констатирует эксперт.
Проблемы петербургских районов-муравейников возникли из-за того, что застройщики во главу угла ставили прибыль – старались увеличить плотность и высотность застройки, комментирует «ФедералПресс» PR-менеджер Novoselie Development Анна Крючкова.
«Они не задумывались об инфраструктуре. Поэтому сейчас у властей есть множество проблем с тем, чтобы обеспечить жителей этих районов всем необходимым. Но плюс в том, что девелоперов все же обязали строить детсады, поликлиники, школы», – говорит Крючкова.
По ее словам, при планировании инфраструктуры на местах власти часто сталкиваются с проблемой подсчета жителей. Потому как многие квартиры или студии в новостройках покупаются под сдачу или в подарок детям. Из-за этого в них живут незарегистрированные люди, которые не значатся в списках жителей. Поэтому властям сложно рассчитать, сколько учреждений необходимо в районе, говорит Анна Крючкова.
Шушары – это поселок, который является частью Пушкинского района Петербурга. Он находится на юге города рядом с северной стороны КАД и тянется до Павловска. Площадь – 106 кв. м. Население – 132 тысячи человек. Поскольку Шушары являются частью Северной столицы, то этот район часто выбирают те, у кого не так много денег на покупку жилья, однако им крайне важна петербургская прописка.
«Шушары – район с довольно недорогими входными чеками. Вопрос качества жилья здесь не всегда у покупателей первостепенный. Многим важно, чтобы прописка была именно в Петербурге», – рассказывает «ФедералПресс» президент Ассоциации риеэторов Петербурга и Ленобласти Игорь Горский.
По его словам, в Шушарах пространство максимально используют под застройку. Поэтому появляются высотные дворы-колодцы.
Нахождение в черте города не избавляет район от транспортных проблем. Здесь всего два выезда на Витебский проспект и Московское шоссе. Учитывая большую численность жителей, то в утренние и вечерние часы на этих дорогах создается эффект узкого бутылочного горлышка. Поэтому проезжать 10 км до площади Конституции утром в будний день можно два часа, а в 09:00 выходного дня можно 20 минут. Поэтому живущим в Шушарах водителям, возможно, стоит задумать об удаленке.
Для пешеходов же район неудобен из-за отсутствия метро. Раньше они были вынуждены более, чем по полчаса, добираться до станции на маршрутке или автобусе – в часы пик на этот транспорт нужно было еще отстоять очередь. Казалось, что эти мучения закончатся в 2019 году. Именно тогда открыли долгожданную станцию «Шушары». Но радости местным это не прибавило, так как свои двери она открыла посреди промышленной зоны с заводами и предприятиями. До ближайших жилых домов было три километра по прямой. Поэтому станция «Шушары» не стала для жителей одноименного района более удобным вариантом, чем «Купчино» или «Дунайская». До которых, напомним, необходимо добираться на наземном транспорте.
Обзор транспортной ситуации в Шушарах приводит к выводу, что удобно здесь жить будет либо работающим внутри района людям, либо сотрудникам ближайшей промзоны. Их пробки затрагивать не будут.
Очевидный плюс Шушар – соотношение стоимости квадратного метра жилья и петербургской прописки. Минусов же у района больше. Это, например, отсутствие парков. Единственная зеленая зона в Шушарах – это кладбище.
Также в Шушарах проблема с экологией, так как район окружают КАД, Московское шоссе, М11, а также соседствующая промзона. Семьям с детьми и пожилым тоже будет непросто. Школ в районе всего две – № 93 и № 459. Учитывая количество жителей, это крайне мало. Государственных детских садов всего пять, остальные – частные. Из медицинской инфраструктуры – одна взрослая и одна детская поликлиника.
Район с древнегреческим названием Парнас находится в Выборгском районе Петербурга, на севере города, и относится к поселку Парголово. С одной границы – КАД, со второй проспект Энгельса, а с третьей железная дорога. Получается, что зажало Парнас тремя транспортными наземными артериями города. Но есть и подземная – речь об одноименной станцией метро, конечной на Московско-Петроградской линии. Она, в отличии от Шушар, реально находится недалеко от жилых домов, поэтому местные жители активно ей пользуются. Правда назвать станцию легкодоступной для всех парнасовцев нельзя, так как новые жилые высотки находятся от нее в расстоянии пары километров. И оттуда для экономии времени до подземки приходится ехать уже на автобусе.
Как в случае почти со всеми активно застраиваемыми районами в Петербурге, в Парнасе существует проблема пробок в час пик. С проблемой бутылочного горлышка на всех трех выездах на проспект Энгельса водители сталкиваются постоянно – и уже планируют свой день с учетом этой проблемы.
Что касается социальной инфраструктуры, то в Парнасе шесть детских садов с бассейнами и четыре школы с собственными стадионами, а также IT-пространствами. В сфере медицины:
В большом количестве на первых этажах работают магазины и кафе. Что до зеленых зон, то внутри районах есть Шуваловский парк. Но ее очистительный эффект для воздуха мало заметен из-за находящейся рядом промышленной зоны «Парнас». Местные жители часто вдыхают ароматы, которые ветер приносит с производств.
С юридической точки зрения Кудрово находится в Ленинградской области, хоть и воспринимается многими петербуржцами как часть Северной столицы. С 2018 года населенный пункт получил статус города. Находится на восточной границе Петербурга и Ленобласти, но внутри КАДа, что упрощает транспортное сообщение.
Что дорог, то Кудрово окружают уже упомянутый КАД, а также железная дорога и Мурманское шоссе. Они и стали своеобразными границами района, которые уберегают его от бесконечного разрастания.
Ближайшее метро – «Улица Дыбенко». До нее, скорее всего, также придется добираться на наземном транспорте. Пробки в час пик Кудрово также не обходят стороной. Утром и вечером на выезде и въезде в район приходится «потолкаться». Аналогично и с другими новыми многоэтажными районами, в местных дворах существует дефицит парковок, поэтому в домах часто встречаются паркинги.
Население Кудрово превышает 66 тысяч человек. Здесь есть:
Поскольку Кудрово раньше был деревней, то здесь нет заводов и промзон, что положительно сказывается на экологии района. Поэтому его часто выбирают семьи с маленькими детьми.
«Плюс Кудрово – выезд в район Охты, а также наличие крупных торговых центров типа «МЕГИ», – говорит Игорь Горский.
Мурино, хоть и многими жителями Петербурга воспринимается как район, на самом деле имеет статус города. И юридически находится в Ленобласти, на границе с Северной столицей.
Как и во многих подобных районах, в Мурино ведется активная застройка многоэтажными домами. Преимущественно здесь возводят жилье эконом-класса по монолитной системе.
Что до транспортной доступности, то ближайшая станция метро – «Девяткино». И она является единственной в Ленинградской области. Ее возвели, когда Мурино еще имело статус поселка. Также рядом находится развязка с КАД. При этом пробок при выезде из Мурино не так много, как в других похожих локация. Через город проходят:
Рядом с Мурино также работает железнодорожная станция «Девяткино», с которой можно добраться до Финляндского вокзала или другой точки на Приозерском направлении. В районе работают кафе, магазины, рестораны и пекарни.
В Мурино течет река Охта, а на востоке можно дойти до лесного массива. В Западном Мурино есть парк.
Из социальной инфраструкуры в районе работают две больницы, четыре школы и 27 дошкольных учреждений на 3 215 мест.
«Мурино – достаточно обжитой район. Северная часть города всегда считалась достаточно насыщенной инфраструктурой, социально ориентированной. Поэтому здесь вполне комфортно жить», – рассказывает президент Ассоциации риеэторов Петербурга и Ленобласти Игорь Горский.
Исторический район Рыбацкое находится на юго-востоке Петербурга, за пределами КАД. Здесь находится одноименная конечная станция Невско-Василеостровской линии метро. Число жителей превышает 70 тысяч человек. Поскольку Рыбацкое – это часть Северной столицы, то местные имеют в паспорте петербургскую прописку.
«Рыбацкое еще со времен Советского Союза было полупромышленной окраиной с достаточно недорогим жильем. Это и до сих пор так», – комментирует Игорь Горский.
Кроме подземки Рыбацкое связывается с городом автобусами, троллейбусами и трамваями. В целом, с транспортной доступностью в районе все хорошо. До центра города на общественном транспорте можно добраться за полчаса. А вот автомобилистам не так легко. Выезд из Рыбацкого только один – через Советский проспект. Без пробок до центра можно добраться за 30-40 минут.
В районе Рыбацкое работают 12 детских садов и восемь школ. В округе также несколько частных образовательных центров, детская и взрослая поликлиники.
Как рассказывает урбанист Даниил Воронин, проблемы нехватки социальной инфраструктуры и транспортной доступности в густонаселенных районах города можно решить. По его словам, данным территориям нужен магистральный рельсовый транспорт, который способен вывезти такие крупные пассажиропотоки.
«Хотя, например, в Мурино станция метро Девяткино уже перегружена. Там требуются дополнительные меры: развитие тактового движения на электричках или возможно продление трамвая с Гражданского проспекта. но в текущих реалиях и законодательстве это практически невозможно», – рассуждает эксперт.
Что касаемо инфраструктуры, то постепенно социальные объекты строятся, замечает Воронин.
«Многие урбанисты утверждали, что данные районы могут стать гетто, но это вряд ли случится. Данное жилье там преимущественно частное. В США и Европе зачастую такие районы были социальными. В этом огромная разница. Да, эти районы вряд ли станут комфортными и не будут ценится спустя время, как спальные советские районы», – подчеркивает урбанист.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Мария Гридина
Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова