Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Шаг назад или шанс для развития: зачем районы в Сибири превращают в округа

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Казаченко
Иркутская область
2 НОЯБРЯ, 2024

Сразу пять районов Иркутской области превратятся в муниципальные округа. Аналогичная реформа постепенно проходит и в соседних регионах, например, Красноярском крае и Новосибирской области. Зачем проводятся такие преобразования, какие преимущества и риски это несет изучил «ФедералПресс».

Точки на карте

С 1 ноября в Приангарье появился Иркутский муниципальный округ. Он объединил 21 поселение – все, входящие в одноименный район. Преобразование произошло согласно закону, подписанному ранее губернатором Игорем Кобзевым.

«Утвердил закон Иркутской области о преобразовании всех поселений, входящих в состав Иркутского районного муниципального образования, путем их объединения», - пояснил ситуацию глава региона в своем телеграм-канале.

Немногим ранее было анонсировано создание еще нескольких муниципальных округов: Заларинского, Жигаловского, Балаганского, Качугского, и Нукутского. Согласно данным официального портала правовой информации, последние три появятся на карте области с 1 декабря, документов по остальным найти не удалось. Речь снова идет об объединении всех поселений, так, в Балаганском районе их семь, в Качугском – 14, в Нукутском – 10.

Муниципальная реформа ведется в Иркутской области с прошлого года. Тогда было принято решение о соответствующем преобразовании Чунского района в составе восьми поселений. Оно вступило в силу с 1 января нынешнего года.

«Преобразование муниципальных образований в муниципальный округ направлено на ускорение социально-экономического развития территорий и повышение уровня жизни населения», - пояснил тогда губернатор Игорь Кобзев.

Соседи не отстают

Подобная реформа шла и в соседних регионах. Например, в Красноярском крае еще в 2019 году было принято решение о создании трех муниципальных округов - Пировского, Тюхтетского и Шарыповского. Впрочем, согласно данным официального сайта правительства региона, с тех пор их число не увеличивалось.

В нынешнем году первые три муниципальных округа появились и в Новосибирской области - Карасукский, Маслянинский и Татарский. Это потребовало, в том числе, проведения локальных выборов для создания органов власти на этих территориях.

«Ранее представительные органы были сформированы в разрезе каждого муниципального образования в каждом районе региона. К примеру, в состав Маслянинского района входили р.п. Маслянино, а также 11 сельсоветов. Соответственно, помимо Совета депутатов Маслянинского района, формировались Совет депутатов р.п. Маслянино и Советы депутатов сельских советов. Сейчас в связи с объединением муниципальных образований в трех районах в три округа, избиратели выберут по одному представительному органу: Совет депутатов Карасукского муниципального округа, Совет депутатов Маслянинского муниципального округа и Совет депутатов Татарского муниципального округа», - поясняется в сообщении избиркома Новосибирской области.

Процесс тормозится

«ФедералПресс» рассказывал, что первые опыты по созданию муниципальных округов в Иркутской области были приняты неоднозначно. Руководители поселков говорили, что объединение позволит территориям активнее подключаться к национальным проектам – отдельным населенным пунктам для этого часто просто не хватало необходимого количества жителей. Однако другие наблюдатели видели в этом повышение коррупционных рисков и усложнение процедуры принятия необходимых решений.

«Каждое муниципальное образование видит конкретные проблемы. Например, перегорел светильник – электрики приезжают, все чинят. У нас есть подрядчик рядом, у них есть трактор, который чистит дороги, с ними мы заключали договор. Его работа за час стоит всего 2,5 тысячи рублей. Снег выпал, метель прошла – он приехал и все почистил. Я не знаю, как все будет потом, как быстро это будет работать. Может быть, там будет один грейдер ходить по всем поселениям. Может быть, они будут работать с теми же подрядчиками, что и мы. Я не знаю, как будет, никто этого пока не знает», - рассуждала тогда в беседе с «ФедералПресс» глава Подъеланского МО Елена Коновалова.

Директор Центра развития региональной политики, член РАПК Илья Гращенков отмечает, что предлагаемая система действительно упрощает в систему управления, однако отдельному гражданину становится сложнее заявить о своих интересах.

«Выстраивается прямая система взаимоотношений муниципалитета с губернатором, и для организации работы это скорее хорошо. Однако с точки зрения представительства интересов жителей это скорее шаг назад. Если раньше люди могли заявлять о своих проблемах на уровне сельского поселения, например, по экологическим вопросам, строительству дорог, закрытию предприятий, то в условиях округа делать это станет сложнее», - рассуждает Гращенков.

Политолог, бывший полномочный представитель Президента России в Красноярском крае, Таймыре и Эвенкии Юрий Москвич со своей стороны считает создание муниципальных округов не только целесообразным шагом, который следовало предпринять еще раньше.

«Наконец найдена формула муниципального управления, которая позволит обеспечить поступательное развитие территорий, не отвлекаясь на посторонние политические споры. Мне не очень понятно, почему повсеместное внедрение этой системы пока немного задерживается», - отметил он.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова