Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Облегчение или обман: чем рискуют школьники, списывая с ГДЗ

Редакция «ФедералПресс» / Ксения Кобалия
Нижегородская область
19 НОЯБРЯ, 2024

Не один год ведутся споры вокруг необходимости домашнего задания для школьников, параллельно идут дискуссии о вреде и пользе готовых домашних заданий (ГДЗ). Готовые решения ищут в Сети, покупают в виде сборников. Их не могут запретить, хотя власти и призывают к этому. «ФедералПресс» узнал мнение экспертов о плюсах и минусах этого феномена, а также пообщался с родителями школьников. Подробности читайте в нашем материале.

Мнение власти о ГДЗ

В апреле 2024 года президент Владимир Путин поручил правительству оптимизировать образовательную программу, сократив объем домашних заданий и контрольных работ. Это предложение, сделанное в конце прошлого года, должно быть учтено при составлении учебных планов на 2024–2025 год.

Существуют методические рекомендации, которые педагогам советуют соблюдать, чтобы не перегружать детей. На выполнение заданий по различным предметам рекомендуется следующее время:

Есть и другие полезные советы, как родителям не устраивать второй рабочий день, а школьникам вторую смену при выполнении домашки. Но реальность, как показывают комментарии мам и пап школьников, оказалась оторвана от планов на бумаге. Чтобы не сидеть долго и упорно над упражнениями и задачами, дети и родители прибегают к ним – ГДЗ.

В начале текущего учебного года министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что нужно запретить сайты с готовыми домашними заданиями.

«Те, кто формирует готовые домашние задания, зарабатывают колоссальные деньги. Это, я считаю, в определенной степени преступление. Одни из самых популярных сайтов в интернете – с готовыми домашними заданиями под учебники. А что это значит? Это ж нет образования. Это медвежья услуга, когда все ответы есть», – высказался министр на общероссийском родительском собрании.

Списывание – это кража

Популярность ГДЗ объяснить просто – они позволяют ученикам тратить минимум времени. Намного проще и быстрее списать готовое решение, чем думать над ним самостоятельно, полагает учитель физики и астрономии Елена Львова. Солидарен с ней во мнении и репетитор по истории и обществознанию Богдан Другов. Ведь за счет сэкономленного времени у детей остается больше возможностей для развлечений и отдыха. По его мнению, лишь это можно счесть плюсом. В остальном же – списывание с решебника притупляет привычку к обучению.

«Любое списывание – это кража интеллектуальной собственности. Однако ГДЗ можно приобрести за деньги и таким образом данный аспект нивелировать. Тем не менее факт получения результата не за усилия и старания расхолаживает», – поделился репетитор.

По словам Львовой, если бездумно списывать решение с ГДЗ, смысл домашнего задания теряется.

«Нельзя не учесть психологический фактор: школьник привыкает решать свои проблемы, в данном случае домашнее задание, путем обмана, подлога, ищет легкий путь, который, как мы знаем, далеко не всегда правильный. Он не преодолевает возникшие сложности, не пытается справиться самостоятельно. А ведь в жизни не всегда можно быстро нагуглить решение любой проблемы», – высказалась Львова.

Кроме того, можно выделить другие негативные последствия:

В конечном счете знания и навыки, добытые собственным трудом, должны цениться выше любых оценок. Значимость положительной оценки рассеивается, если она получена за механическое списывание чужого труда.

Есть ли польза от ГДЗ

Готовые домашние задания могут быть полезными, например для прохождения любого материала, если их использовать правильно, считает эксперт по развитию памяти, внимания и мозга Евгений Куляев.

«Во время обучения важно видеть результат приложенных усилий: одолел сложную задачу, сравнил с решением, получил позитив и с большей уверенностью приступаешь к новому заданию. Если при решении заходишь в тупик, то в ГДЗ можно подсмотреть один из вариантов. Поняв решение, можно отработать еще 20–30 подобных задач и закрепить тему на 100 %. В таком формате ученик может сам заниматься и делать это с огромной скоростью», – отметил эксперт.

Другов же подчеркивает, что положительная сторона использования решебников для родителей может быть только одна: если они сознательно готовы к тому, что их ребенок будет расходовать время исключительно на те предметы, которые ему интересны.

Более лояльна к теме Львова. Так, по ее словам, с помощью готовых заданий родители могут проконтролировать выполнение домашней работы, даже если не разбираются в предмете досконально. Аналогично в консультационных целях ГДЗ могут быть полезны и детям: например, посмотреть ход решения у того задания, которое не получилось своими силами.

Надо ли запретить ГДЗ

По мнению Куляева, на законодательном уровне довольно сложно запретить ГДЗ. Он уверен – появятся доступы через теневые сайты и разные группы в соцсетях. А вот продвигать закон о подготовительной части обучения ребенка, учить фокусу внимания и развивать образное мышление нужно.

«Сейчас много «мультфильмодетей», которые не воспринимают суть слова. Они правильно читают, но в голове нет прорисовки образов и как результат нет понимания, о чем речь. Когда ребенок не может усвоить материал, он берет ответ из ГДЗ, чтобы не получить в свою сторону очередную порцию оскорблений от родителей и преподавателей», – констатировал эксперт по развитию памяти, внимания и мозга.

Не верит в запрет таких ресурсов и Другов, отмечая, что бороться с их использованием можно, лишь составляя уникальные задания каждым учителем самостоятельно.

«Если бы это было возможно, я бы запретила продажу ГДЗ людям, не имеющим отношения к работе в области образования. То есть учителям, репетиторам можно, остальным – нет. Но в современном мире это вряд ли что-то даст: любое пособие мгновенно уйдет в Сеть», – высказалась Львова.

Кроме того, по мнению учителя, никто не отменял развитие искусственного интеллекта и нейросетей, например, чат GPT уже вполне может справиться с решением многих примеров и задач из школьного курса. Поэтому в первую очередь необходимо повышать уровень осознанности и мотивацию школьников учиться самостоятельно, считает собеседница.

Как к ГДЗ относятся родители

Неоднозначна оказалась позиция родителей школьников, с которыми пообщался «ФедералПресс». В частности, Кристина, мама третьеклассницы, подчеркнула, что ничего плохого в готовых работах не видит, но своему ребенку использовать их запретила бы. Сложные упражнения или задачи она сама может подглядеть в Сети или обратиться за помощью к другим родителям через классный чат.

«Использование готовых домашних заданий – это сложный вопрос. С одной стороны, у нашего ребенка высокая нагрузка – кружки и секции. Тратить полдня еще и на домашнюю работу мы не можем себе позволить. Если сын что-то спишет – пусть. Главное, чтобы это не превратилось в рутинное правило. А вообще, если бы в школе меньше задавали, то и вопросов бы про ГДЗ не возникало», – добавила мама шестиклассника Елена.

Сын Ольги перешел в восьмой класс. Она честно призналась, что сама уже не в силах объяснить ему ту или иную информацию, например по химии или физике, поэтому встает вопрос: либо нанимать репетитора, либо уточнять решение в интернете.

«Я понимаю, что когда я делаю домашку за своего ребенка или разрешаю списать, то в какой-то степени лишаю его возможности учиться. Но как быть по-другому, когда ему задают два параграфа по истории, три письменных упражнения по русскому, пять задач и так далее? Я, конечно, утрирую, но когда ребенок не гений, часами нужно стоять у него над душой из-за домашки. Я не хочу. А ужин кто приготовит? Дома порядок наведет?» – поделилась мама шестиклассницы Татьяна.

Родители хотят, чтобы их дети получали качественное образование и могли развиваться, но подходы к этому у них различные. Нет единого мнения и о ГДЗ. Получится ли у Минпросвещения запретить ресурсы с готовыми заданиями – покажет время.

Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, как проходят занятия по обучению нижегородских школьников работе с БПЛА.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Дарья Сеймовская