Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Аэропорт-мем: почему Омск-Федоровку строят больше 40 лет

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Омская область
19 НОЯБРЯ, 2024

Окончание строительства аэропорта Омск-Федоровка, о котором сибиряки впервые услышали более 40 лет назад, опять обсуждают в регионе. На воздушную гавань, которая однажды удивила своим расположением даже Владимира Путина, до 2027 года планируется выделить почти 10 млрд рублей. Как начинался этот проект и почему он превратился в шутку, разбирался «ФедералПресс».

Как строился аэропорт

Аэропорт Омск-Федоровка, собственно, как и недостроенное метро, уже давно стал своеобразным мемом. Губернаторы сменялись, передавая по наследству этот недостроенный объект, каждый обещал его довести до логического завершения.

Решение строить аэропорт за пределами города было принято еще в 1979 году, а работы начались спустя три года – в 1982-м. Название «Федоровка» было дано не случайно – это деревня, расположенная к северо-западу от Омска, за поселком Нефтяников.

Новая воздушная гавань должна была занимать 600 гектаров и отличаться по тем временам оригинальным архитектурным решением. В итоге первые 5 миллионов в 1983 году освоило на строительстве предприятие «Омсктрансстрой».

Спустя два года рабочие забили первые сваи. К 1991 году было потрачено порядка 60 млн рублей, исходя из изначальной сметы стоимости работ. В итоге Минтранс РФ отказался финансировать строительство аэропорта, и стройка окончательно встала.

Пока власти региона искали частных инвесторов за границей, территория аэропорта потихоньку приходила в негодность.

В 1992 году готовность вложить деньги продемонстрировала фирма 2MS Incorparation из штата Колорадо, но дело так и не пошло.

Строительство воздушной гавани возобновлялось в 1996, 2001, 2005 и 2008 годах, но в итоге аэропорт так и не был построен.

Президент предложил перенести аэропорт

Предполагалось, что новый аэропорт увеличит пропускную способность авиалиний для того, чтобы наконец уйти от практики, когда самолеты летят на незначительной высоте над самым центром Омска. Кроме того, новая воздушная гавань стала бы ключевым транспортным узлом в рамках трансконтинентальной магистрали, которая связывает Россию с Китаем.

«Я по-прежнему, уважаемые коллеги, подчеркиваю серьезность наших намерений по возобновлению строительства аэропорта Омск-Федоровка. Это непростая работа, связанная с передачей собственности, с разработкой материалов по концессии, которая еще не разработана на федеральном уровне, и так далее. Поэтому, безусловно, необходим аппарат, который решал бы все эти вопросы», – цитировало первого губернатора Омской области Леонида Полежаева издание «Коммерческие вести».

Однако аэропорт так и не был построен, и в начале 2017 года представители одного из омских банков признали Омск-Федоровку непривлекательной для вложения денег, а местные власти с этим спорить не стали.

В июле 2018 года прибывший с двухдневным визитом в Омск вице-премьер РФ Виталий Мутко постарался убедить журналистов в том, что новая воздушная гавань Омску не нужна, поскольку до Федоровки сложно добираться, да и у жителей есть более насущные проблемы, чем строительство нового аэропорта.

«Я попрошу полностью исследовать Омск-Центральный. Надо наложить генплан и обсудить. В стратегии пространственного развития Омск должен найти свою позицию. Вы в субъекте сами тут решаете, а мы можем вам сказать лишь с точки зрения авиационной безопасности. Но все-таки 21 миллиард. Если мы жителей соберем и спросим, какие первоочередные задачи нужно решить сегодня. Я здесь смотрю на все это. Считайте, что это просто пустое место», – цитировало Мутко издание «Новый Омск».

В августе того же года президент России Владимир Путин во время рабочего турне по Сибири побывал в Омске. Он осмотрел исторический центр города – Любинский проспект, а также встретился с врио губернатором Омской области Александром Бурковым. Российский лидер был тогда удивлен, что аэропорт находится фактически в центре Омска, и предложил перенести его.

«Вы не рассматривали с мэром развитие города на этом участке, участок же большой», – обратился президент к главе региона.

Однако дело дальше так и не пошло. В 2019 году теперь уже экс-губернатор Омской области Александр Бурков отметил, что сумма инвестиций на новый аэропорт составит свыше 20 млрд рублей. На эти средства необходимо будет достроить всю взлетно-посадочную полосу, здания и закупить аэронавигационное оборудование. Существующий объект, по словам Александра Буркова, полностью пришел в негодность. При этом уже тогда было ясно, что без федеральной поддержки реализовать намеченные планы будет нереально. Спустя год аэропорт Омск-Федоровка не попал в обновленный генплан развития города до 2040 года.

Дело сдвинулось

Новый руководитель Омской области Виталий Хоценко также высказывался относительно строительства Омска-Федоровки. По его словам, это вопрос безопасности.

«Мы находимся в шестой-седьмой авиационной подзоне, и поэтому у нас есть ограничения по высотному строительству. Из-за этого мы всегда будем скованы в развитии города», – отметил Виталий Хоценко.

По его мнению, действующий аэропорт имени Карбышева не только замедляет экономическое развитие Омска, но и представляет опасность для жителей.

В середине апреля 2024 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о строительстве аэропорта.

«Подписано распоряжение правительства России, которое позволяет начать реализацию проекта нового аэропорта Омск-Федоровка. Работаем!» – сообщил губернатор.

Спустя несколько месяцев – летом это года – генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский сообщил, что Омск-Федоровка возвращается и воздушную гавань планируют начать строить в 2026 году. По словам губернатора региона Виталия Хоценко, завершить работы должны к концу 2028 года. Новый аэропорт сможет обслуживать 3,5 млн пассажиров в год, а общая стоимость проекта строительства аэропорта превышает 43 миллиарда рублей.

На прошедшем международном экономическом форуме в Северной столице омский губернатор и руководитель УК «Аэропорты Регионов» поставили свои подписи. Соглашение заключено на срок 49 лет. Согласно документу инвестор проектирует и строит весь объект, включая инфраструктуру.

Планируется, что новый аэропорт получит взлетно-посадочную полосу длиной 3200 и шириной 45 метров и сможет принимать все типы самолетов. Терминал воздушной гавани будет оборудован телескопическими трапами, а на привокзальной площади разместится парковка на 500 машиномест.

Фото: НП «Викимедиа РУ»* / Участник:!Flame! BR / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 (CC BY-SA 3.0), ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин

* 18 МАРТА 2024 ГОДА ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧЕНА МИНЮСТОМ РФ В РЕЕСТР «ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ»