Екатеринбург не попал в топ свердловских городов по росту инвестиций: «Идет стагнация»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
26 МАРТА, 2025

img

Рост оборонзаказа и бум импортозамещения обеспечили поток инвестиций в свердловские города, но более глобальные тренды внушают тревогу. Цифры демонстрируют, что крупнейшие города Среднего Урала не могут обеспечить стабильного роста инвестиционной привлекательности. О том, где в Свердловской области на самом деле растут инвестиции, какие точки являются наиболее проблемными и как это влияет на уровень жизни, – в материале «ФедералПресс».

Лихорадочный рост

Крупный бизнес и госкомпании показали огромный рост инвестиций в Свердловскую область после начала российской спецоперации на Украине и введения западных санкций. Если в 2021 году их объем составлял 4,2 трлн рублей, то в 2022-м – 5,7 триллиона, а в 2023-м – рекордные 7,2 триллиона. Особый рост продемонстрировали муниципалитеты, где градообразующие предприятия напрямую зарабатывают на гособоронзаказе или импортозамещении. Например, в Волчанске, где расположен филиал УВЗ, инвестиции за два года выросли с 2,6 млрд рублей до 17 миллиардов, а в поселке Малышева, где «Ростех» собирается добывать бериллий, – с 930 миллионов до 7,3 миллиарда.

Аналогичные процессы происходили в Карпинске, Нижней и Верхней Туре, а из более крупных городов – в Каменске-Уральском, Серове, Ревде, Полевском, Краснотурьинске, Верхней Салде. Удельный вес моногородов в общем объеме инвестиций вырос вдвое, отмечается в докладе доктора экономических наук, профессора УрГЭУ Елены Дворядкиной и аспирантки Марии Албычевой.

При этом ученые подчеркивают, что должный уровень экономического и социального развития городов и региона могут обеспечить только последовательные поступления в экономику. А вот импульсивные «вливания», связанные с государственной необходимостью, грозят «синдромом отмены»: когда потребность в продукции свердловских заводов снизится, инвестиции резко упадут, что «повлечет за собой снижение экономической стабильности субъекта [федерации]».

Лидеры с низкой базой

Еще более наглядно ситуацию обрисовал рейтинг муниципалитетов, составленный младшим научным сотрудником Института экономики УрО РАН Александром Трыновым. Он проанализировал объем частных инвестиций на душу населения сразу за 2014–2023 годы. При этом, во-первых, он сделал поправку на инфляцию, пересчитав инвестиции в ценах 2014 года. Во-вторых, Трынов рассчитывал средний прирост за десять лет – фактически по тем же причинам, которые описывают Дворядкина и Албычева.

«Порой проявляется эффект низкой базы: может быть, несколько лет ничего не происходит, а потом случается скачок, и мы видим рост на тысячу процентов. Поэтому более корректно отражает ситуацию средний прирост за длительный период. Если вы раз в десять лет что-то делаете, это не может вызвать устойчивого роста», – объяснил Трынов корреспонденту «ФедералПресс».

Впрочем, и по среднему приросту тоже лидируют муниципалитеты с низкой базой – такие, как Староуткинск, Гари и Дегтярск. Гари оказались и абсолютным лидером по объему инвестиций на душу населения: в округе живет около 2500 человек, зато через него проходит нефтепровод Сургут – Полоцк, подконтрольный «Транснефти».

Зато неутешительную динамику демонстрируют крупные города: средний прирост частных инвестиций в Екатеринбурге составил всего 1 %, а в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и Серове показатель и вовсе оказался отрицательным. Из городов «большой пятерки» только Первоуральск может похвастаться результатом в 7 %.

Городская среда

Еще один фактор, который анализировал Трынов, – динамика муниципальных инвестиций. Улучшение среды для жителей позволяет удерживать кадры и тем самым повышает и привлекательность городов для частных инвесторов.

«Основная проблема ведь в том, что люди переезжают в крупные города, поэтому инвесторы, если даже хотят вкладываться в небольшие поселки, не всегда могут найти работников», – разъяснил Трынов.

Здесь в рейтинге тоже лидируют муниципалитеты с низкой базой: Верхний Тагил (+62 %), Качканар (+45 %), Заречный (+38 %), Махнево (+31 %), Нижняя Тура (+29 %). Из «большой пятерки» лучший показатель – у Каменска-Уральского (+18 %). В Екатеринбурге средний прирост составил 7 %, в Серове – 6 %, в Нижнем Тагиле – 5 %. А вот в Первоуральске муниципальные инвестиции падали в среднем на 7 %. Отметим, что Первоуральск занял и одно из последних мест по социально-экономической устойчивости в рейтинге Ильи Горфинкеля, о котором «ФедералПресс» писал ранее, а в последние годы «трубную столицу» постоянно сотрясают коммунальные скандалы.

Хуже всего с муниципальными инвестициями в Асбесте: среднее падение составило 26 %. Также в антирейтинг попали небольшие муниципалитеты Северного Урала (Гари, Североуральск, Новая Ляля, Карпинск) и – что может казаться удивительным – часть Екатеринбургской агломерации: Арамиль, Березовский, Верхнее Дуброво. Здесь может сказываться эффект высокой базы: в том же Березовском до сих пор вспоминают мэра Вячеслава Брозовского, активно занимавшегося благоустройством в «нулевые».

«Снижение бюджетной обеспеченности на душу населения означает, что становится ниже качество социальных услуг, транспорта и так далее. В результате жители Асбеста переезжают в Екатеринбург, и территориальный перекос усиливается. А если сравнить Екатеринбург и Москву, то в Москве бюджетная обеспеченность еще выше, и люди переезжают туда. И при нынешней бюджетной политике сложно что-то с этим сделать», – прокомментировал Трынов.

Как пишет исследователь в своей статье, большинство свердловских муниципалитетов явно нуждаются как в частных инвестициях, так и в дополнительных ресурсах из регионального и федерального бюджета для решения наиболее острых проблем. В целом же он считает результаты диагностики достаточно тревожными.

«После 2021 года в некоторые муниципалитеты были направлены большие инвестиции, порой там даже начало расти население после длительного сокращения. То есть люди туда потянулись на работу, стало поживее. А в Екатеринбурге, да и в регионе в целом уже много лет идет стагнация инвестиционной активности, да и темпы роста бюджета в реальном выражении тоже очень скромные», – заключил Трынов беседу с корреспондентом.

Фото: ФедералПресс / Ксения Медведева; инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова