Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Приморский край
26 МАЯ, 2025
Генпрокуратура намерена вернуть в собственность государства активы бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева. По версии ведомства, Николаев еще в нулевые, когда занимал сначала пост депутата краевого заксобрания, а затем три года был главой администрации Владивостока, успел незаконно переписать на себя и родственников десятки участков в Приморье, а также ряд зданий, в том числе советский санаторий. Что, по версии Генпрокуратуры, семья Николаева получила незаконно и чем обычно заканчиваются такие дела на Дальнем Востоке, разбирался «ФедералПресс».
По версии Генпрокуратуры, Владимир Николаев, будучи сначала депутатом заксобрания, а затем и мэром Владивостока, занимался коммерческой деятельностью в нарушение закона. Более того, указанные должности, как считает прокурор, позволяли Николаеву получать сведения об имуществе и впоследуствии обращать его в свою собственность.
Сейчас в деле фигурирует 39 объектов недвижимости и земельных участков. В их числе Royal Park, который ранее был советским санаторием «Амурский залив», а также две башни ЖК «Магнум» на проспекте Красоты.
Сейчас на все имущество Николаева наложен арест – его нельзя продать или переписать на другое лицо. Ответчиками в суде выступают сам Николаев, его сестра и депутат Госдумы Виктория Николаева, мать, племянница, а также 16 юрлиц, которые были аффилированы с семьей.
Дело Николаева – не первое в истории Дальнего Востока. Генпрокуратура активно изымает недвижимость и земли, которые ушли в частную собственность в «смутные» 90-е и нулевые годы.
И, скорее всего, таких дел будет еще больше. Дело в том, что Конституционный суд дал Генпрокуратуре карт-бланш на такие иски: теперь срок исковой давности отсчитывается не с момента приватизации имущества, а с момента выявления нарушений прокуратурой. Иными словами, любые приватизированные земли или объекты недвижимости могут легко вернуться государству из рук бизнесменов.
Одно из самых обсуждаемых дел, которое завершилось изъятием собственности в счет государства, – дело Сергея Сопчука. Бывший депутат Госдумы от Приморья стал фигурантом уголовного дела по статьям о незаконной предпринимательской деятельности и легализации доходов. В суде Сопчука не было, потому что он успел бежать из страны. А вот его имущество перешло государству – в том числе база отдыха «Маяк» под Владивостоком, где теперь находится детский лагерь.
Еще одно дело, которое до сих пор не завершилось полностью – возвращение в краевую и муниципальную собственность рынка на Спортивной во Владивостоке. ООО «Буше», которое принадлежит осужденному за бандитизм Александру Ясину, в суде вынуждают расторгнуть договоры аренды и вернуть земельные участки под рынком государству.
Кроме того, прямо сейчас Генпрокуратура занята возвращением Минобороны участков на берегу бухты Улисс и даже пирсов. Эти участки вместе с объектами перешли в частную собственность нескольким компаниям, в том числе там располагались стоянка катеров и нефтебаза.
Последнее громкое дело завершилось буквально на днях – суд постановил вернуть в собственность государства активы на 31 млрд рублей: Петропавловск-Камчатский морской торговый порт и «Камчатское морское пароходство». Основными ответчиками были бывшие сотрудники правительства региона: экс-заместитель председателя правительства Юрий Зубарь, экс-заместитель министра имущественных и земельных отношений Владимир Балакаев и депутат заксобрания Александр Иванчей.
Эксперты уверены, что в ближайшее время мы увидим еще не одно подобное дело, когда 20 лет спустя государство забирает имущество обратно, если оно было приватизировано незаконно.
«На самом деле, появление этого иска – это продолжение того тренда, который мы сейчас наблюдаем на Дальнем Востоке в целом. То есть что мы видим – государство, по сути, возвращает то, что у него украли, либо каким-то образом незаконно отобрали, либо по каким-то схемам приватизировали, либо просто каким-то образом в нарушение закона приобрели. Я думаю, этот процесс будет продолжаться», – уверен политолог Павел Наливайко.
Политический обозреватель Ольга Кишаковская в своем телеграм-канале отметила, что дело Николаева – очередной кейс с желанием обратить в доход государства незаконно нажитое имущество. Она обратила внимание на формулировки о том, что именно должность Николаева в заксобрании позволяла ему «оказывать неограниченное влияние на административные процессы в крае, получать конфиденциальную информацию, получать информацию о хозяйственной деятельности предприятий, их прибыльности, доходах, наличии у них ликвидных активов».
«Добавляем новое прочтение о сроках давности по антикоррупционным искам Генпрокуратуры. И получаем длинный список людей с плохим сном, аппетитом и настроением», – написала политобозреватель.
Рекомендуем также прочитать подробности о прошлом Владимира Николаева, чтобы узнать, почему он попал под такое внимание Генпрокуратуры и почему в городе известен как Винни-Пух.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева