Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Куликовских
Тюменская область
1 НОЯБРЯ, 2025
Ослабление курса рубля неизбежно: такие прогнозы дают экономисты и инвесторы. К концу 2025 года диапазон стоимости доллара может составить 95–98 рублей, при шоковом сценарии – 102–105 рублей. Какие экономические и геополитические факторы будут играть против рубля в последние месяцы текущего года, «ФедералПресс» узнал у экспертов.
Низкие цены на нефть и крепкий рубль стали причиной сокращения прибыли нефтегазодобывающих компаний и налоговых доходов в бюджетах «тюменской матрешки». По данным издания «Коммерсантъ», главные нефтегазовые регионы России – Тюменская область, Югра и Ямал – недобрали в общей сложности 64 млрд рублей.
«Если конъюнктура ухудшится, придется жестче расставлять приоритеты: переносить сроки части объектов, усиливать софинансирование и строже контролировать капвложения. Речь о замедлении темпов, а не о сворачивании. При нефти в верхней части диапазона и нормализации цен на газ программа «Сотрудничество» пройдет цикл без потери качества ключевых проектов», – прокомментировал «ФедералПресс» инвестор, предприниматель и основатель социальной сети о финансах «БАЗАР» Владислав Никонов.
Однако экономисты отмечают тренд на ослабление рубля, который усилится в октябре. Это сыграет на руку добывающим компаниям «матрешки». Нефтяники всегда жили на ренту, связанную с девальвацией: получаешь стабильные доллары и евро за нефть, а издержки несешь в рублях.
Генеральный директор инвестиционной платформы Lender Invest Дмитрий Исаков выделил пять ключевых факторов, которые с высокой степенью вероятности будут стимулировать укрепление доллара в ближайшие месяцы.
Текущая ставка в 17 % по-прежнему сохраняет привлекательность кэрри-трейда (стратегия получения прибыли на валютном рынке за счет разной величины процентных ставок) в рублевых активах, подчеркнул эксперт.
«Но, учитывая, что в экономике все не так гладко, как хотелось бы, и экономический рост входит в траекторию замедления (1,1–1,3 % прироста ВВП по итогам года), на ближайшем заседании ЦБ в октябре ставка, скорее всего, будет вновь понижена на 100 базисных пунктов. Такая обстановка будет содействовать ослаблению рубля. А если ЦБ поддастся давлению со стороны профильных министерств и бизнеса и снизит ставку на 200 базисных пунктов, рост курса доллара будет весьма выраженным», – пояснил «ФедералПресс» Дмитрий Исаков.
Видя сложную ситуацию с финансированием дефицита бюджета и потерю импульса роста экономики, трудно предположить, что Банк России или Минфин пустит российскую валюту ниже 78–80 рублей за доллар, то есть ниже коридора, обозначенного в течение лета, считает Константин Балабушко, эксперт по еврооблигациям, основатель Sky Bond.
«Это привело бы к дополнительному падению наполняемости бюджета в связи с сокращением и без того уменьшающихся бюджетных поступлений. Но предполагая логику Банка России, можно ожидать, что до конца года ставка уже не будет снижаться. В этой ситуации доллар может опуститься до указанного диапазона или все же оставаться чуть ниже, так как сезонные факторы до конца года будут играть против рубля», – дал другой прогноз «ФедералПресс» Константин Балабушко.
В октябре ожидается снятие ряда ограничений ОПЕК на добычу нефти, что, вероятно, приведет к избытку предложения на рынке и, как следствие, падению цен на нефть марки Brent в районе 58–60 долларов за баррель. Очевидно, что и нефть марки Urals будет торговаться с дисконтом в районе 52–54 долларов за баррель, считает Дмитрий Исаков.
«Учитывая, что падение цены нефти на 10 долларов способно сократить доходы бюджета до 2 трлн рублей, монетарные власти во многом будут вынуждены девальвировать рубль к доллару для обеспечения сокращения дефицита и пополнения доходной части», – добавил Исаков.
Динамика нефти сейчас определяется сочетанием двух противоположных сил, отметил Константин Балабушко, эксперт по еврооблигациям. С одной стороны, мировая экономика постепенно теряет импульс роста, особенно в индустриальных и транспортных секторах, что снижает потенциал спроса на нефть. Прогнозы показывают, что в 2025 году спрос может прибавлять лишь 0,65–0,7 млн баррелей в сутки, тогда как предложение может вырасти значительно сильнее – на 1,2–2,3 миллиона.
«В таких условиях нефть рискует оказаться под давлением: избыток предложения и слабый спрос создают фон для коррекции цен вниз. С другой стороны, геополитические риски – санкции, перебои в поставках, напряженность в ключевых регионах экспорта – способны ограничить сильное падение цен, создавая «минимальный коридор» поддержки. В ряде сценариев рынки уже реагировали ростом при угрозе ограничений поставок», – прокомментировал Константин Балабушко.
По прогнозу эксперта, нефть может удерживаться около текущих уровней (в диапазоне 60–70 долларов за баррель для Brent) до конца года, если не произойдет крупного шока. Это будет компромисс между слабеющим спросом и умеренным уровнем риска снизу, добавил он.
Отмена обязательной продажи валютной выручки наряду со ставкой оказывает одно из самых сильных фундаментальных влияний на курс рубля. Создаваемый в текущей ситуации структурный дефицит валюты, очевидно, будет толкать доллар в рост, прогнозирует Дмитрий Исаков.
Санкции и глобальная геополитическая неопределенность даже в отсутствие дополнительных внешних шоков ведут к ослаблению рубля. «Если же будут введены вторичные санкции или будет реализован новый виток эскалации на внешнеполитическом треке, вероятность стремительного ослабления рубля будет весьма высокой», – добавил Исаков.
Продолжающееся сокращение профицита торгового баланса (–40 % за первое полугодие текущего года по отношению к аналогичному периоду 2024-го) из-за снижения экспортных доходов и умеренного роста импорта приводит к уменьшению притока валюты в экономику. Естественно, это создает дефицит и стимулирует спрос на доллар.
Если все пять факторов сойдутся, то в конце октября доллар может стоить 90–92 рубля, прогнозирует Исаков.
«Государство систематически в течение двух последних лет, последовательно снижало требования к репатриации валютной выручки с 80 % в октябре 2023 года до 0 % в августе текущего года, что отражает две важные тенденции. Во-первых, это переход от методов прямого регулирования к ставке на рыночные механизмы. Во-вторых, регулятор прямо показал, что текущий уровень курса рубля больше не является интересным для государства», – пояснил Дмитрий Исаков.
При этом показательна реакция самих экспортеров, которые не просто прекратили продажи валюты, а даже увеличили ее покупки, подчеркнул эксперт. Так, в августе рост покупок валюты экспортерами достиг +116 %, что свело к нулю эффект от ее продажи. Учитывая прогноз экспорта в текущем году на уровне 452 млрд долларов, потенциальное сокращение обязательных конверсий может достигать 150 млрд долларов. Такая ситуация показывает, что компании ожидают ослабления курса рубля и хеджируют свои позиции, отметил эксперт.
Последствия в долгосрочной перспективе:
«Текущее снижение курса рубля не является рыночной паникой, а должно быть рассмотрено как управляемый переход к новым равновесным диапазонам, в которых и бюджет, и экспортно ориентированный бизнес будут чувствовать себя более комфортно», – подчеркнул Дмитрий Исаков.
Эксперт ожидает, что к концу текущего года продолжится ослабление рубля в диапазоне 95–98 рублей за доллар. В случае наличия внешних шоков (санкции, геополитика) эта отметка может быть достигнута раньше, что приведет к установлению нового диапазона уже на уровнях 102–105 рублей за доллар.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Дмитрий Шевалдин