Бюджеты главных нефтегазовых регионов России по итогам семи месяцев 2025 года недополучили 64 млрд рублей доходов: Тюменская область – 30 млрд рублей, Югра и Ямал – по 17 млрд рублей. Причина – сократились поступления налога на прибыль от добывающих компаний. Не потеряет ли «тюменская матрешка» основной источник доходов в ближайшие годы, «ФедералПресс» рассказал независимый аналитик-экономист Константин Селянин.
Регионы затягивают пояса
«Бюджет – это не угадайка, когда выбирают наиболее реалистичный вариант развития событий, бюджет должен обеспечивать при любых обстоятельствах финансирование всех расходов. Именно поэтому доходы планируются крайне консервативно. А у нас же делают достаточно оптимистичный бюджет по доходам, а потом удивляются, почему не хватает денег», – прокомментировал «ФедералПресс» независимый аналитик-экономист, руководитель уральской школы переговоров Константин Селянин.
Оптимистичный прогноз бюджета в регионах «тюменской матрешки» не сбылся из-за нескольких факторов. Главный из них – самая высокая среди субъектов РФ зависимость от нефтегазовых доходов, заявил собеседник.
«Бюджет любого региона «тюменской матрешки» определяется практически на 80 % успехами нефтегазовой отрасли, а именно – прибылью этих компаний, поскольку она служит источником уплаты налога на прибыль. Если падает прибыль у предприятий, то меньше денег поступает в бюджет, поэтому его приходится секвестировать, что в этом году и произошло», – добавил Константин Селянин.
Региональные бюджеты получили доходов меньше, чем рассчитывали, несмотря на то что основная ставка налога на прибыль с января текущего года была повышена с 20 до 25 %, подчеркнул экономист.
![]()
Что опустошает карманы нефтяников
За первое полугодие 2025 года все российские нефтяные компании отчитались о резком снижении прибыли на 40–60 %. В целом отрасль недобрала около 50 % доходов, сообщил Константин Селянин.
К снижению прибыли в первую очередь привели санкции, считает эксперт. Российская нефть была вытеснена с самого привлекательного и денежного рынка – европейского. Пришлось менять географию продаж. Сегодня 35–40 % экспорта нефти идет в Индию, чуть меньше продают в Китай, остальное – в другие страны. Издержки на доставку углеводородов до потребителей выросли.
«Одно дело доставлять нефть в Европу по трубопроводу, другое – везти ее на танкерах в обход санкций в Индию и Китай. При этом Китай если и готов покупать российские нефть и газ, то на крайне дискриминационных условиях, с учетом больших скидок», – добавил Селянин.
Компаниям приходится сталкиваться с другой проблемой – удешевлением российской нефти. Собеседник «ФедералПресс» напомнил, что с сентября потолок цен на нефть из РФ снизился с 60 до 47,6 доллара США за баррель.
«Эти санкции Россия попытается обойти, как это было в 2023 и 2024 годах, и, скорее всего, это так или иначе удастся. Но надо понимать, что за все это придется платить российским компаниям из своего кармана. Себестоимость доставки нефти и ее легализация станет еще дороже, а значит, это еще больше уронит прибыль компаний», – заключил Селянин.
![]()
Еще одна причина – курс рубля. Центробанк в этом году решил бороться с инфляцией не повышением ставки, а удержанием крепкого рубля, отметил эксперт. «Это крайне болезненно для нефтяников, потому что они всегда жили на ренту, связанную с девальвацией: получаешь стабильные доллары и евро за нефть, а издержки несешь в рублях. В этом году нефтяники страдают от нехватки такого рода доходов», – пояснил Селянин.
Чего ждать от новых санкций: прогнозы
США и нефтедобывающие арабские страны договорились о снижении мировых цен на нефть. Цель консенсуса – выдавить Россию с мирового нефтяного рынка и перераспределить его в пользу американских и арабских поставщиков. Так, себестоимость добычи нефти в России составляет 35–50 долларов США за баррель. Поэтому мировая цена нефти в размере 50 долларов уже не устраивает Россию, поскольку это граница рентабельности. Для сравнения, себестоимость добычи в странах Персидского залива составляет всего 20 долларов США.
«Цена ниже 50 долларов за баррель способна превратить российскую нефтедобывающую отрасль из кормящей в дотационную и убыточную. Можно четко сказать, что в ближайшие годы российским нефтяным компаниям придется очень трудно в связи с тем, что цена на нефть будет падать. Себестоимость в какой-то момент сравняется с ценой продажи, а в таком случае, конечно же, никакого бизнеса уже не будет», – отметил Константин Селянин.
По мнению эксперта, окажет гораздо большее влияние на ситуацию ужесточение уже существующих ограничений. Так, угроза вторичных санкций очень серьезна для Индии. Россия может потерять этот рынок.
![]()
«Индия выиграла 17 млрд долларов от скидок на российскую нефть за два года. Но введение пошлин, о которых объявил президент США Дональд Трамп, способно нанести Индии урон гораздо больший – 30–50 млрд долларов. Индии придется выбирать. Объем экспорта индийских товаров в США очень значительный, и любые пошлины на него резко меняют картину», – подчеркнул Селянин.
А вот Китай, по мнению эксперта, вряд ли перестанет покупать российскую нефть, потому что эта страна способна противостоять США и другим экономически сильным государствам.
Санкционное давление на Россию и дружественные ей страны будет увеличиваться. «Российской нефтяной отрасли стоит очень серьезно напрячься, поскольку ближайшие годы при любом раскладе будут крайне тяжелыми, – прогнозирует Константин Селянин. – И самое печальное – становится вполне реалистичным то, что российские нефтяные компании станут убыточными, а значит, «полетят» региональные бюджеты. Это скажется на качестве жизни людей в «тюменской матрешке».
Ранее сообщалось, что в бюджетах регионов «тюменской матрешки» отмечено снижение налоговых доходов. В частности, в Югре уже дважды корректировали главный финансовый документ округа. Подробнее об этом читайте в материале «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Майорова
Санкции против России


