Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Россия вернувшаяся»: политтехнологи назвали главный новый выборный тренд

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Литвинов
Москва
13 ОКТЯБРЯ, 2025

Эксперты РАСО подвели итоги Единого дня голосования – 2025 и зафиксировали формирование нового социально-политического феномена, который они назвали «Россия вернувшаяся». По оценке политтехнологов, в структуре электората появляются группы ветеранов и участников СВО, влияющие на повестку и стратегии партий. Итоги исследования показывают, что именно работа с военной категорией, семьями с детьми и бюджетниками стала ключевым направлением кампаний.

Политтехнологи и депутаты приняли участие в круглом столе, организованном Комитетом по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Спустя месяц после Единого дня голосования – 2025 эксперты подвели итоги кампании, проанализировав стратегии кандидатов и запросы избирателей.

Обсуждение прошло в рамках презентации доклада РАСО «Политические партии и новые социальные группы: электоральные сигналы и взаимодействия в рамках Единого дня голосования – 2025».

«Ключевой вывод нового доклада РАСО касается не только места, где партии находятся сейчас, но и пути, по которому им предстоит идти в ближайшие годы», – открыл презентацию доклада политтехнолог, глава РАСО и коммуникационного холдинга «Минченко-консалтинг» Евгений Минченко.

Минченко обозначил ключевые тенденции в политическом поле страны. По оценке «Минченко Консалтинг», российское общество сегодня условно делится на четыре группы избирателей: «Столичная Россия», «Уехавшая Россия», «Глубинная Россия» и «Воюющая Россия». К ним добавляется новая категория – «Россия вернувшаяся».

«К ней относятся ветераны, которые возвращаются из зоны СВО. У них свой взгляд на происходящие события, и это тот фактор, с которым придется жить партиям в предстоящей кампании», – отметил Евгений Минченко.

Эксперты РАСО отметили, что при подготовке доклада проанализировали более 17 тысяч публикаций в социальных сетях, 42 стенограммы дебатов кандидатов на должности высших должностных лиц субъектов РФ, а также выступления представителей партий в региональных парламентских кампаниях. Результаты исследования представил ответственный секретарь рабочей группы по социальной архитектуре РАСО Дмитрий Еловский.

Большинство политических партий в ходе кампаний сосредоточили внимание на привлечении голосов участников специальной военной операции, семей с детьми и работников бюджетной сферы. Последняя категория упоминалась в 26 кампаниях – всего 979 раз, что стало абсолютным рекордом.

На круглом столе выступили и представители политических партий. Сенатор Совета Федерации, член Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Перминов поблагодарил РАСО за проделанную работу и отметил, что результаты исследования отражают главный запрос избирателей на предстоящий год – не на обещания, а на конкретный результат.

«Результат говорит сам за себя: наша победа была весьма убедительна. Мы находимся в центре политического спектра, что позволяет дотягиваться и «в право» и «влево». Нам надо было услышать максимальное количество избирателей, хотя вызовы от региона к региону сильно различаются», – подвел итоги кампании Перминов.

Ранее «ФедералПресс» рассказывал, к чему готовиться партиям в преддверии федеральной думской кампании 2026 года.

Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов