Почти месяц прошел с Единого дня голосования, когда был дан старт федеральной думской кампании 2026 года. По мнению экспертов, выборы будут проходить в уже сформированном политическом поле, куда партиям придется встраивать свою программу. В каких условиях будут выбирать депутатов следующего созыва – разбирается «ФедералПресс».
ЦИК определил список партий
Все парламентские партии вступили в фазу подготовки к избирательной кампании 2026 года. Несмотря на различия в подходах и риторике, все партии работают над актуализацией программных документов и стратегическим планированием. Напомним, в 2026 году пройдет федеральная кампания по формированию Государственной думы IX созыва. Впервые в парламенте будут представлены ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области.
Отметим, что право участвовать в выборах без сбора подписей имеют политические силы, представленные в текущем созыве нижней палаты, а также получившие по спискам хотя бы один мандат в действующих созывах парламентов регионов. Таким образом, до выборов в Госдуму без сбора подписей допущены 12 партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Новые Люди», Партия пенсионеров, «Коммунисты России», «Яблоко», РЭП «Зеленые», «Родина», «Гражданская платформа» и Партия прямой демократии (ППД). Пять из них представлены в Госдуме и так или иначе уже готовятся к борьбе на вхождение в новый состав.
Народная программа
В современной политической жизни один электоральный цикл практически сразу же переходит в другой. Только отгремел ЕДГ-2025, как партии подвели итоги кампании и взялись за разработку стратегии следующих выборов.
Уже в конце сентября секретарь генсовета «Единой России» Владимир Якушев на встрече с журналистами рассказал о «народной программе», которая партия готовит к новым выборам. По словам политика, партия занимается сбором предложений от первичных региональных отделений и уже к началу 2026 года представит программу избирателям. Кроме того, он рассказал, что на выборах в Госдуму от «Единой России» будут выдвинуты участники спецоперации и назвал главные требования к таким кандидатам. «Должны иметь безупречный бэкграунд и быть подготовлены для работы в высшем законодательном органе власти нашей страны», - отметил Якушев.
Исторические фигуры как политический инструмент
КПРФ и ЛДПР начали подготовку к думской кампании со съездов. Коммунисты встретились еще в июле. На съезде председателем ЦК партии был переизбран Геннадий Зюганов, были озвучены планы на 2026 год. Дата ХХ Съезда партии пока не определена. Вероятно, он состоится в первой половине 2026 г. При этом, партийцы приняли резолюцию «О восстановлении полноты исторической справедливости в отношении Иосифа Виссарионовича Сталина», чем разбудили общественную дискуссию о личности генералиссимуса. Начиная со съезда политологи гадают, как образ Сталина может быть использован коммунистами в думской кампании.
2 октября прошел съезд ЛДПР. Партия переизбрала Леонида Слуцкого председателем, и объявила о запуске общественного движения Блок Жириновского. Отметим, что ЛДПР предстоит первая думская кампания без Владимира Вольфовича, но, с использованием его образа – помимо общественной организации в следующем году планируется празднование 80-летнего юбилея ВВЖ. Вероятно, это станет важной темой партийной кампании.
Готовятся к съездам
Еще две парламентские партии пока не начали активную кампанию и занимаются подведением итогов прошедших выборов. В сентябре 2025 года сообщалось, что партия «Справедливая Россия» планирует провести съезд 25 октября, чтобы подвести итоги региональных выборов и начать подготовку к думской кампании 2026 года. Тогда же партия отпразднует 19 лет со своего основания.
19 марта этого года состоялся юбилейный V съезд партии «Новые люди». Участники съезда переизбрали председателем партии Алексея Нечаева и обновили состав центрального совета. Даты VI съезда объявлены не были.
Информационное поле выборов
В целом политический кампании партий будут идти по единым трекам: в приоритете поддержка СВО, социальная и антимигрантская политика. По мнению политтехнолога Сергея Маркелова, это вызвано общим информационным полем, в котором будут проходить выборы в парламент. «Запросы избирателей обусловлены общей политической повесткой, теми информационными потоками, которые транслируются на всю страну. Субъективного запроса избирателей к кандидатам, как правило – не более 5% и это нормальная ситуация для любых выборов», - рассказал Маркелов корреспонденту «ФедералПресс».
Думская кампания будет проходить в условиях пяти тем, через которые партии сформируют политическую программу, объясняет эксперт. Задача, которая стоит у участников кампании – уместить свою позицию в эти смысловые линии и донести ее наилучшим образом до избирателя. Первая – историко-патриотическая. «Сюда относится и уважение к историческим фигурам и истории страны, участие в патриотических платформах, мероприятия, поддерживающие сохранение исторической памяти», - объясняет Сергей Маркелов.
Вторая и третья смысловые линии: поддержка президента в условиях внешнеполитического давления и проведения СВО – от законов в поддержку ветеранов до прямой помощи фронту. Из них выходит четвертый, патерналистский трек: влияние государства на жизнь граждан. «Сюда относятся пенсии, льготные ипотечные программы, социальная поддержка», - поясняет эксперт.
Заключительная, самая важная задача партий: преобразовать федеральные темы в региональные проблемы. «Кандидатам надо показать, что они могут реализовывать федеральную политическую повестку в регионах: от поддержки ветеранов и нуждающихся, до борьбы с коррупцией. Но в целом всем партиям придется лавировать между своей и федеральной политической программами», - заключил Сергей Маркелов.
С тем, что думская кампания будет проходить в условиях трансляции общего политического фона, согласился и политолог, директор Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский. В разговоре с корреспондентом он отметил несколько ключевых направлений, которые каждая партия включит в свою избирательную программу: поддержка СВО, решение экономических проблем населения, улучшение качества жизни и жилищно-коммунальных условий.
«Консолидация общества во многом поможет партиям с явкой избирателей на выборы, но проблемой останется высокая турбулентность повестки. От новостей СВО до экономических, что угодно может поменять мнение избирателя. Думская кампания станет большим испытанием для всех партий», - рассказал Потуремский в беседе с «ФедералПресс».
Чего ждут избиратели
При этом, опрошенные эксперты отмечают и запросы избирателей к кандидатам. По мнению Виктора Потуремского, главная особенность современных выборов – высокая компетентность избирателя. Сегодня россияне понимают, кого выбирают и чего они хотят от будущих политиков.
«Основной запрос к партиям – ресурсность, способность реально решать запросы россиян. Поэтому политикам необходима быть в постоянном прямом контакте с избирателями, реагировать за их запросы», - считает директор ИНСОМАР.
Еще один тренд на региональные выборы отметил Сергей Маркелов. Эксперт считает, что больше не работает стратегия «свой – чужой» в регионах. Даже если кандидат всю жизнь провел в городе и стал достаточно известным человеком, это вряд ли даст ему большое преимущество в кампании 2026 года. «Схема «свой человек» - местный учитель, председатель колхоза – больше не работает. Раньше можно было пять лет работать с избирателями и смело идти на выборы, сейчас это преимущество не даст. Мы видим новые лица – «варягов», ветеранов СВО, которые хорошо показывают себя на региональных выборах», - подчеркнул политтехнолог Маркелов.
Образ кандидата
Изменились не только общественные запросы и общий политический фон. К выборам следующего года можно смело говорить и о смене образа кандидата в депутаты, считает доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, эксперт НОМ Владимир Шаповалов.
«В настоящее время ушел в прошлое образ кандидата-говоруна, кандидата, который много говорит, но мало что готов сделать. Не так важна партийная принадлежность, идеологическая позиция, которую в прошлом некоторые кандидаты ставили себе в заслугу», - рассказал Шаповалов «ФедералПресс».
В основе коммуникации депутата с избирателями должна быть, прежде всего, эмпатия: готовность к диалогу с гражданами, с избирателями, ответственность за слова, готовность слышать людей и принимать решения на основании запроса избирателя, считает политолог. Кроме того, важна патриотическая позиция кандидата, в этом отношении значимы изменения в депутатском корпусе, связанные с появлением героев специальной военной операции, людей с активной жизненной позицией, которые осуществляют помощь фронту, участвуют в волонтерской деятельности.
«Сохраняется общественный запрос на справедливость, и если депутат будет отвечать на него своим ежедневным трудом, представляя интересы людей, обращая внимание на те или иные вопросы, которые волнуют граждан, решая конкретные проблемы, то будет доверие к власти со стороны россиян будет только укрепляться», - заключил Владимир Шаповалов.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов


