Редакция «ФедералПресс» / Станислав Казаченко
Красноярский край
20 ОКТЯБРЯ, 2025
Столица Красноярского края де-факто уже несколько месяцев живет без избранного мэра, и новые выборы все еще не объявлены. Почему сложилась такая ситуация, как ее планируется разрешать и насколько должность градоначальника сегодня вообще привлекательная для потенциальных кандидатов – разбирался «ФедералПресс».
Красноярск уже больше четырех месяцев фактически живет без мэра. Предыдущий градоначальник Владислав Логинов был задержан 9 июня. Формально он покинул свой пост месяц назад – депутаты местного горсовета утвердили его отставку 16 сентября.
Градоначальнику инкриминировали получение взятки в особо крупном размере – как в виде денег, так и в виде услуги по строительству бани на принадлежащем его участке. Суммарно речь шла о более чем 180 миллионах рублей. По версии следствия, взамен коммерческая организация получила обещание победы на конкурсах по ремонту городских дорог.
Логинова практически сразу этапировали в Москву. Сначала Басманный суд арестовал его до 4 августа, затем срок содержания был продлен до декабря.
Вскоре после задержания Логинова в администрации города сообщили, что исполнять обязанности мэра будет его первый заместитель Алексей Шувалов.
«Важно качественно и в срок выполнить планы дорожного ремонта и благоустройства. Кроме того, важные задачи – подготовка города к новому отопительному сезону, школ и детских садов – к новому учебному году», – заявил он тогда.
Кроме того, в числе своих первоочередных задач и. о. градоначальника выделил подготовку к празднованию 400-летия региональной столицы и формирование трехлетнего бюджета.
Впрочем, временную должность он занимал недолго. Уже в августе и. о. главы города был назначен Александр Мацак – первый заместитель мэра, курировавший вопросы жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений.
Однако после официальной отставки Логинова в сентябре губернатор Красноярского края Михаил Котюков назначил и. о. мэра Романа Одинцова, который работал первым замом с 2020 года.
По мнению директора филиала Финансового университета при Правительстве РФ Павла Клачкова, отсутствие у Красноярска мэра без приставки и. о. никак не влияет на функционирование городских систем.
«Управляемость города, подготовка бюджета – все в рабочем режиме. Я вижу, что ситуация нормальная, никаких подвохов, возможностей срывов я не наблюдаю», – отмечает он.
Однако президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков все же видит в происходящем определенные риски.
«Город не парализован, но работает в режиме «ручного тормоза». Исполняющий обязанности мэра Роман Одинцов решает текущие оперативные вопросы: ЖКХ, транспорт, благоустройство. Однако стратегические решения и масштабные проекты фактически заморожены. Главный риск – бюджетный процесс. Подготовить проект бюджета администрация может, но его согласование и утверждение с депутатами без полноценного, избранного мэра, обладающего политическим весом, будет крайне сложным», – рассуждает он.
С 2014 года в городе были отменены прямые выборы руководителя. Новая процедура предполагает отбор кандидатов специальной комиссией, а затем финальное слово принадлежит сессии горсовета.
В сентябре нынешнего года губернатор Михаил Котюков в рамках прямого заявил, что фамилия нового градоначальника станет известна до конца нынешнего года.
Неопределенности ситуации добавила проводящаяся в регионе муниципальная реформа. Согласно принятому в связи с ней закону о местном самоуправлении, избирать мэра из предложенных губернатором кандидатур должен окружной совет депутатов. Однако такого органа еще не существует, выборы в него должны пройти только по завершении полномочий нынешнего горсовета Красноярска.
Чтобы преодолеть эту правовую коллизию, в закон о местном самоуправлении теперь вносятся изменения. Так, 3 октября заксобрание в первом чтении приняли поправки, позволяющие городскому совету избирать мэра.
Политолог Илья Гращенков считает, что поставленная губернатором задача решить вопрос с мэром до конца года – политическая, и есть шанс не успеть уложиться с ней в указанный срок.
«Все зависит от скорости работы краевых депутатов. Если поправки будут приняты в ноябре, технически горсовет может успеть провести выборы в декабре. Однако любой сбой в графике (споры, торги) легко перенесет решение на первый квартал 2026 года. Шансы есть, но они не стопроцентны», – считает он.
Его коллега Павел Клачков же настаивает, что «обещание губернатора не подлежит сомнениям».
Нынешний исполняющий обязанности главы города Роман Одинцов и является основным претендентом на то, чтобы занять кресло на постоянной основе, считает Илья Гращенков.
«Его назначение и. о. выглядело как «разгон для финиша». Он обладает поддержкой губернатора, погружен в работу и не является «варягом». Другие кандидатуры публично не просматриваются, что свидетельствует о согласованности его кандидатуры на уровне краевой власти. Окончательное решение будет приниматься на заседании Красноярского городского совета после принятия поправок, но ключевая роль в выдвижении кандидата принадлежит исполнительной власти края и губернатору», – ожидает он.
Ситуация с отбором будущего градоначальника более сложная, полагает Павел Клачков. По его информации, сейчас рассматривается несколько вариантов кандидатур, однако конкретные фамилии он не назвал.
«Учитывается мнение федерального центра, потому что речь идет о высоком уровне – руководителе миллионного города, столицы богатого края. Вопрос тонкий, политический, будут проводиться консультации на самом высоком уровне», – предполагает эксперт.
Павел Клачков считает, что недостатка в желающих занять пост также не будет, потому что мэр миллионного города – это очень значимая позиция в системе управления, хотя и лишенная той степени самостоятельности, которая была в 90-е годы.
Однако Илья Гращенков, признавая статус поста мэра Красноярска, призывает оценивать и риски.
«Это колоссальная ответственность и повышенные риски, учитывая активность правоохранительных органов в отношении предыдущих мэров и членов администрации. Кандидату необходимо быть не просто эффективным менеджером, но и кризис-менеджером с безупречной репутацией и готовностью работать в условиях жесткого контроля. На сегодня это скорее «горячее кресло», чем «кремлевое портфолио», – резюмировал он.
Фото: ФедералПресс / Станислав Казаченко