Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Травля учителей, провокации и идеи свободы Запада: кто уничтожает в России авторитет педагога

Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Куликовских
Тюменская область
10 НОЯБРЯ, 2025

Вбросы видео с реакцией учителей на провокации учеников, громкие конфликты с детьми, которые нарушают нормы поведения и устав школы, – бич современной системы образования. Результат скандалов – увольнения и судебные процессы. Педагогам приходится терпеть от школьников неуважение, демонстративное непослушание и мат на уроках. Какие процессы привели к бесправному положению и публичному унижению учителя, чем это грозит в будущем российскому обществу и государству, «ФедералПресс» выяснил у экспертов.

Под стеклянным колпаком

Появление смартфонов и соцсетей создало дисбаланс: ученик может спровоцировать учителя, опубликовать ролик без контекста и стать «звездой», в то время как педагог сталкивается с травлей и проверками, заявил «ФедералПресс» член центрального совета независимого профсоюза «Новый труд», доцент МГЛУ, кандидат экономических наук Саид Гафуров.

Так, в прошлом году в Тюмени учителя математики школы № 63 Елизавету уволили из-за появления в Сети матерного видеоролика об усталости от работы и ненависти к детям. Ученики получили доступ к закрытому телеграм-каналу педагога, где хранилась личная переписка, и нашли старое видео, снятое для друзей. После скандальный ролик слили в новостные каналы города.

Еще один случай произошел в Ишиме. Педагог-организатор Анастасия Шумилова угодила в пикантный скандал. Ее заставили уволиться из-за откровенных снимков на ее личных страницах в соцсетях.

«Учитель лишен права на частную жизнь и эмоции, тогда как действия ученика часто остаются без последствий. Многие родители переложили ответственность за воспитание на школу, заняв при этом позицию гиперопеки и защищая детей от «несправедливой» системы. Виноватыми всегда оказываются учителя, а не дети. Легче бороться за «права» ребенка, чем воспитывать в нем ответственность», – подчеркнул Саид Гафуров.

«Уголовка» за брошенную на пол ручку

Другой громкий скандал произошел в Екатеринбурге с 26-летним учителем физики Сергеем Перминовым. Все началось с того, что ученики 8-го класса громко разговаривали на уроке и игнорировали его замечания. Перминов на эмоциях швырнул на пол ручку, которая отрикошетила и попала в плечо одному из болтунов. После он услышал в свой адрес отборный мат. Ученик проигнорировал требование учителя пройти в кабинет директора. На перемене конфликт продолжился. Перминов пытался силой отвести обнаглевшего ученика к руководству, но тот вырвался и убежал.

Родители подростка подали на учителя в суд и выиграли процесс (признан виновным по ст. 156 УК РФ). Итог – 1,5 года принудительных работ с удержанием 10 % из заработка, запрет на 2 года работать педагогом, выплата школьнику компенсации в размере 120 тысяч рублей. Молодой учитель ушел из профессии и устроился мастером по установке домофонов.

«Интернет заполнен эпатажными видео, где учителя выдают отнюдь не педагогичную реакцию на поведение своих подопечных. Все чаще и с большим вниманием обсуждаются громкие случаи увольнения педагогов, осмелившихся выйти за рамки профессии. И, к сожалению, мало кто задумывается, в каком уязвимом положении оказался современный учитель и как мало остается причин у молодых преподавателей оставаться в профессии», – пояснила «ФедералПресс» преподаватель английского языка в Финансовом университете при правительстве РФ Ирина Лаврова.

Игнорировать проблему долгое время не получится, в противном случае это приведет к колоссальному кадровому голоду в одной из самых социально значимых сфер, считает педагог.

Адвокатская практика защиты интересов учителей и школ показывает, что прежде всего возникает боязнь последствий скандала, заявил «ФедералПресс» юрист Андрей Хлиманков. Конфликт с родителями ученика часто выходит в публичную плоскость – в чаты, соцсети и СМИ.

«Администрация школы всегда настаивает на «замятии» конфликта и, к сожалению, часто путем принуждения учителя к принесению извинений, что приводит в итоге к публичному унижению педагога и потере статуса. Такого учителя можно больше не слушать, можно хамить и издеваться – наказания не последует», – заявил Хлиманков.

И даже если педагог прав, отметил юрист, если действовал, не превышая своих полномочий, защищая в том числе право других учеников на образование, и поставил хулигана на место – такой учитель может испортить репутацию школы.

«Главной проблемой сегодняшнего бесправия учителей видится полная их беспомощность в защите своих прав и интересов из-за отсутствия достаточного финансирования школ, административной зашоренности и погони за эфемерными показателями (рейтинги, количество учеников) в надежде на одобрение высокого руководства», – сделал вывод Хлиманков.

Для правовой защиты педагогу следует детально зафиксировать нарушение его прав, советует адвокат Сергей Агапов. Он сам может сделать фотографии, аудио- и видеозапись инцидента, снимок с экрана телефона или компьютера с перепиской. После педагогу следует обратиться в администрацию школы с вопросом о применении мер против нарушителя.

Как учитель стал бесправным

В безответственной педагогике 1990–2000-х годов стремление вырастить свободную личность без ограничений привело ко вседозволенности, заявил Саид Гафуров.

«Родители, стремясь воспитывать без запретов и насилия, часто понимали это как воспитание без границ и ответственности. Активно внедрялись пришедшие с Запада идеи о правах ребенка – часто в усеченном и преувеличенном виде», – добавил он.

По его мнению, это привело к тому, что ребенок стал восприниматься как самостоятельный субъект прав, а учитель – как обслуживающий персонал. Эксперт уточнил, что закон «Об образовании» трактует обучение как услугу, а родителей и учеников – как потребителей, что кардинально меняет психологию взаимоотношений.

«Дети, не встречая сопротивления и не неся ответственности за свое поведение, вырастают с убеждением, что правила для них не писаны. Это формирует граждан, не способных к эмпатии, компромиссу и соблюдению норм. Идея о том, что без ответственности не бывает свободы, должна стать стержнем педагогики. Свободу вообще стоит убрать из школьных приоритетов – «свободе улица научит», оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Дисциплина и правила – это хребет социального поведения, а не репрессивность», – заявил Саид Гафуров.

Как решить проблему: культура ограничений

Громкие скандалы и конфликты между учителями и школьниками вывели проблему на государственный уровень. Для ее решения Минпросвещения РФ с 1 сентября 2025 года запустило в 84 школах в семи регионах пилотные проекты по внедрению и отработке системы оценок за поведение.

«Участие государства, безусловно, дает основание полагать, что активное внимание к проблеме будет уделяться до тех пор, пока не станет очевидным значимое и заметное улучшение ситуации по всей стране. Но очевидно и то, что без активной просветительской работы, без поднятия общего престижа профессии учителя любые позитивные изменения будут носить лишь временный характер», – подчеркнула Ирина Лаврова.

По мнению адвоката Андрея Хлиманкова, проблема неподобающего поведения учеников в школе решается просто: достаточно оборудовать камерами наблюдения все классы. Это существенно снизит количество противоправных действий, считает он. А в случае поступления жалобы от родителей, педагога или учеников можно провести разбор ситуации и предоставить доказательства виновности той или иной стороны, установить факт нарушения устава и правил поведения в школе и применить санкции.

«Без угрозы наказания за проступки, в том числе вероятности отчисления из школы, невозможно соблюдение правил, невозможно требовать соблюдения прав учителей и других учащихся, если отсутствует рабочий механизм привлечения к ответственности нарушителей», – заявил Андрей Хлиманков.

Эксперт считает, что в каждой школе должен быть штатный юрист, так как общественные отношения в области образования, соответствие поведения определенным правилам находятся вне компетенции психологов и педагогов.

Искать решение проблемы нужно в семье, потому что это основа воспитания, считает эксперт Саид Гафуров. Школа может лишь продолжить и развить те качества, которые закладываются дома.

«Родители должны думать не о том, чтобы их ребенок был самым свободным, а о том, чтобы он вырос полноценным, социально адаптированным и уважаемым человеком. Это начинается с простых вещей: режим дня, домашние обязанности, четкие границы, которые нельзя нарушать. Родители и воспитатели должны быть союзниками, а не противниками», – добавил он.

По мнению эксперта, общество, которое не прививает детям дисциплину и ответственность с малых лет, рискует вырастить поколение, не готовое к самоконтролю, созидательному труду и построению здоровых социальных связей. Вернуть авторитет учителям и воспитателям можно только через возрождение культуры разумных ограничений. Она должна начинаться в семье и поддерживаться всей системой образования с первых лет жизни ребенка, заявил он.

«Российское общество всегда уважало старших, ценило знания и труд. Учитель был воплощением этих принципов. Подрыв его авторитета наносит удар по культуре уважения, преемственности поколений и социальной иерархии. Страна, которая не может обеспечить уважение учителям, дать качественное образование и воспитать нравственных людей, теряет интеллектуальный и духовный потенциал, а вместе с ним – и свое будущее», – заключил Саид Гафуров.

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, Ксения Кобалия