Редакция «ФедералПресс» / Анна Евстигнеева
Москва
12 НОЯБРЯ, 2025
С декабря 2025 года российский авторынок ожидает настоящая революция, вызванная новой методикой расчета утилизационного сбора. Эксперты предполагают, что побочным эффектом реформы станет исчезновение десятков популярных моделей, включая хиты BMW, Hyundai и Kia. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Действующая система утилизационного сбора, несмотря на все попытки регулятора, сохраняла колоссальный разрыв между физическими и юридическими лицами. Для первых речь шла о 3400 руб. за новый автомобиль и 5200 руб. за подержанный. В то же время коммерческие ставки стартовали от 180 тысяч и достигали 3,6 миллиона рублей за подержанные авто. Эта вилка в сотни раз создавала гигантское поле для маневра неофициальных дилеров, которые массово ввозили машины под видом личного имущества физлиц, формально соблюдая условия: не продавать авто в течение года, ввозить не более одной машины в год и не превышать литраж в 3 литра.
С 1 декабря 2025 года эта схема будет кардинально пересмотрена. Правительство вводит прогрессивную шкалу, которая впервые в истории утильсбора будет учитывать не только объем двигателя, но и его мощность. Льгота для физлиц в размере 3400–5200 рублей сохранится, но лишь для малолитражек с двигателем до 2 литров и мощностью до 160 л. с. Для всего, что выше, ставки взлетают до небес.
Принцип «чем старше, тем дороже» усугубляет ситуацию: за автомобили старше трех лет придется платить больше, чем за новые. Апогеем новой системы стал сбор в 5 738 000 рублей для подержанных авто с мотором свыше 3,5 литров и мощностью более 500 л. с. Фактически государство не просто закрывает лазейку, а делает невыгодным ввоз целых сегментов автомобилей, которые годами формировали рынок параллельного импорта.
Непосредственным следствием реформы станет резкое сокращение модельного ряда и взрывной рост цен. По оценкам экспертов, такие популярные модели, как Hyundai Palisade, Kia Mohave, BMW X5 и X6, Mercedes-Benz GLE, рискуют практически полностью исчезнуть из официального предложения на вторичном рынке. Их ввоз для последующей перепродажи станет экономическим абсурдом.
Рассмотрим на конкретных примерах. Подержанный Hyundai Palisade или Kia Mohave с мотором 3,8 литра и мощностью около 295 л. с. по новой классификации попадают в категорию «двигатели более 3,5 л». Для них утильсбор составит от 3,6 до 5,74 миллиона рублей. Учитывая стоимость самого автомобиля, его итоговая цена на рынке может удвоиться. Аналогичная участь ждет и немецкие SUV бизнес-класса. BMW X5 xDrive40i с двигателем 3,0 литра (340 л. с.) теперь попадает в категорию «2–3 л», где сбор для подержанных авто стартует с 2,88 миллиона рублей. Это автоматически добавляет к его цене несколько миллионов, уточняет Autonews.
Уже сейчас рынок переживает ажиотажный спрос на эти автомобили, пока их еще можно ввезти по старым правилам. Октябрьские продажи BMW, по данным «Автостата», взлетели на 44 %, что демонстрирует реакцию потребителей и бизнеса на грядущие изменения.
Таким образом, реформа утильсбора, цель которой – вывести из тени схемы ввоза, ударит по конечным покупателям. В выигрыше могут оказаться официальные дилеры и производители локализованных автомобилей, но для значительной части автолюбителей выбор качественного подержанного импорта сузится до критического уровня.
Рекомендуем также прочитать у «ФедералПресс» о том, что названы модели авто, которые подорожают на миллионы.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова