Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Виноградская
Новосибирская область
13 НОЯБРЯ, 2025
Ровно 5 лет назад, 13 ноября 2020 года, самолет Ан-124 совершил аварийную посадку в районе новосибирского аэропорта. В результате происшествия машина серьезно пострадала, но, к счастью, обошлось без жертв. «ФедералПресс» вспомнил подробности жесткого приземления со счастливым концом.
Самолет Ан-124-100 относится к тяжелым военно-транспортных машинам. В народе известен как «Руслан». Он предназначен для перевозки крупногабаритных грузов на дальние дистанции. Максимальная высота – 12 тысяч метров, скорость – 865 км/ч.
Авиалайнер Ан-124 с регистрационным номером RA-82042 был изготовлен на ульяновском заводе «Авиастар» и впервые поднялся в воздух в 1990 году. В августе 1991 года лайнер получил бортовой номер СССР-82042 и начал коммерческую эксплуатацию в авиакомпании «Волга-Днепр». После распада СССР, в 1993 году, самолету был присвоен новый номер – RA-82042.
Воздушное судно оснащено четырьмя турбореактивными двигателями Д-18Т производства запорожского КБ «Прогресс». К началу 2010 года на счету самолета было 4723 цикла «взлет-посадка» и более 21 тысячи летных часов. В 2009 году лайнер участвовал в авиашоу «Ульяновск 2009».
Днем 13 ноября в 12:09 самолет вылетел из аэропорта Толмачево с грузом автозапчастей весом 83,5 тонны. Конечной точкой маршрута должен был стать аэропорт Вена-Швехат в Австрии.
Однако уже спустя три минуты полета на борту случилось ЧП. Из второго двигателя пошел дым, после чего оборудование попросту разрушилось. События развивались стремительно: обломки двигателя пробили корпус, задели первый двигатель и крыло самолета. Следом пострадала система управления. Оценив ситуацию, командир воздушного судна Евгений Соловьев принял решение о немедленном возвращении в аэропорт. Самолет начал снижение.
Уже в 12:18 авиалайнер приземлился на полосу № 25. Посадка вышла жесткой. Так, авиалайнер с незаглушенным первым двигателем выкатился за пределы ВПП на 300 метров. Остановить работу поврежденного оборудования удалось лишь с помощью аварийных служб аэропорта.
В момент происшествия на борту самолета находились 14 человек: шесть членов экипажа и восемь технических специалистов. К счастью, никто не пострадал.
Для установления причин произошедшего департамент воздушного транспорта Минтранса России организовал техническую проверку. Специалисты выделили две основные версии случившегося: техническая неисправность воздушного судна и возможные ошибки экипажа.
Авария отразилась на работе аэропорта. Воздушная гавань была закрыта до 14:30. В результате десять рейсов перенаправили на запасные аэродромы – четыре в Кемерово и шесть в Барнаул. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения воздушного транспорта, однако впоследствии делопроизводство было прекращено за отсутствием состава преступления.
Владелец воздушного судна – авиакомпания «Волга-Днепр» – приняла решение о временной остановке полетов всех самолетов Ан-124. Пострадавшее судно оставили в Толмачеве для проведения осмотра. Впоследствии экспертиза показала, что масштаб повреждений делает восстановление судна экономически нецелесообразным. По данным на сентябрь 2022 года проводились работы по утилизации самолета.
Еще одна авиакатастрофа у новосибирского аэропорта произошла 27 сентября 1959 года. Утром в понедельник самолет Ил-12 летел из Южно-Сахалинска в Москву. Аэропорт Толмачево стал пунктом промежуточной посадки. Несмотря на стремительное ухудшение погодных условий (видимость упала до 200–300 метров из-за тумана), руководитель полетов принял решение о посадке вопреки установленным правилам. При втором заходе на посадку самолет столкнулся с деревьями, повредил крыло и винты, после чего врезался в склон оврага.
Катастрофа унесла жизни всех находившихся на борту 29 человек, став крупнейшей в истории эксплуатации Ил-12. Расследование выявило множественные нарушения: неудовлетворительное состояние системы, отсутствие необходимого метеообеспечения и игнорирование требования о направлении самолета на запасной аэродром.
Не менее страшная трагедия произошла 26 сентября 1976 года. Тогда пилот Владимир Серков совершил самовольный взлет на самолете Ан-2 в Новосибирске. После полета над городом он направил воздушное судно на пятиэтажный жилой дом на улице Степной, 43/1.
Самолет столкнулся с фасадом между третьим и четвертым этажами, пробив в стене большую дыру. Возникший из-за разлива авиационного бензина пожар охватил часть здания. Обломки самолета упали на землю перед домом.
В результате трагедии погибли семь человек. Помимо пилота жертвами стали шестеро жильцов дома – трое детей и трое взрослых. На месте погибли двое детей-дошкольников из одной семьи. Их мать скончалась спустя несколько дней от инфаркта, не перенеся утраты. В больнице от полученных травм умер также четырехлетний мальчик, за которым последовала его мать. Еще одной жертвой стала 25-летняя женщина.
Причиной поступка камикадзе стала месть. Пилот направил самолет на дом, где жила его бывшая жена с ребенком и родителями. Однако в момент удара никого из членов семьи в квартире не было и погибли случайные люди.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1