Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Трагедия под Норильском: все решили роковые секунды при заходе самолета на посадку

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Красноярский край
16 НОЯБРЯ, 2025

16 ноября 1981 года должен был состояться рядовой рейс по маршруту Красноярск – Норильск. Однако он обернулся одной из самых нелепых и трагичных авиакатастроф в истории СССР: самолет ударился о землю и развалился на части. «ФедералПресс» вспоминает, как произошла трагедия и можно ли было ее избежать.

Хронология рокового рейса

Вылет из Красноярска постоянно откладывался из-за плохой погоды, и самолет поднялся в небо только в 17:38. На борт в тот вечер поднялись студенты, военнослужащие, строители, работники местных предприятий, а также команда борцов. Авиалайнер был выпущен Куйбышевским авиационным заводом менее чем за год до трагедии – в марте 1981 года.

Самолет был передан МГА СССР, которое 1 апреля того же года направило его в 1-й Красноярский авиаотряд Красноярского управления гражданской авиации авиакомпании «Аэрофлот». На момент катастрофы он совершил 697 циклов «взлет-посадка» и налетал 1889 часов.

Командиром воздушного судна был Геннадий Шилак – заслуженный пилот СССР, известный как новатор и испытатель. Коллеги характеризовали его как человека, который разбирался в самолетах, на которых летал, и давал ценные рекомендации менее опытным пилотам.

Полет проходил в штатном режиме. При заходе на посадку в аэропорту Алыкель Шилак принял решение пилотировать самолет, полагаясь на подсказки автоматики. Проведенное позже расследование доказало, что это была ошибка. Экипаж не учел экономию топлива, а также неправильно высчитал массу пассажиров, включая неучтенных на посадке детей. Это добавило к весу воздушного судна более чем 2,3 тонны, которые и стали роковыми.

В аэропорту Алыкель, как обычно по расписанию, ждали прибытия рейса из Красноярска. На подлете бортпроводница объявила посадку и предложила пристегнуть ремни. Люди готовились увидеться с родными, а проводники заняли свои места – все шло по привычному сценарию. Самолет снижается, и вертикальная скорость достигает порядка 7 м/с. Пилот тянет штурвал на себя, лайнер набирает высоту и входит в правильную траекторию глиссады, но его едва поддувает слабым порывом попутного ветра. За 9 секунд до столкновения с землей у экипажа не было никаких сигналов для прекращения посадки. Однако лайнер внезапно потерял высоту и управляемость.

В итоге самолет приземлился на заснеженное поле, не долетев до взлетной полосы самую малость, после чего на скорости 275 км/ч врезался правым крылом в насыпь радиомаяка и полностью разрушился. Находившиеся в салоне люди, а также бортинженер вылетели в снег.

Цена ошибки и чудесное спасение

На месте погиб 83 человек. Позже в больницах от полученных травм скончались еще 16. Среди погибших был почти весь пилотажный экипаж: командир Шилак, второй пилот и штурман. Выжили 65 пассажиров и три члена экипажа – бортинженер и два бортпроводника.

Истории выживших поражают. Один из пассажиров, проводивший друга и решивший лететь с ним, проспал всю катастрофу. Он был нетрезв, не пристегнут, и его вместе с креслом выбросило в снег. Это и спасло ему жизнь. Единственная выжившая стюардесса Тамара Абелева получила тяжелые травмы и несколько дней провела в коме, не зная, что ее коллеги погибли.

Героизм на земле

Спасательная операция в условиях полярной ночи и мороза была невероятно сложной. Эвакуацией занимались пограничники, у которых не было специальной техники. Выжившие в авиакатастрофе люди вспоминают, что в воздухе пахло кровью и керосином. Раненых доставляли в город на электричке, а для помощи привлекли всех местных медиков и даже владельцев частных машин.

В тот роковой вечер вся городская система здравоохранения была мобилизована. В приемный покой одновременно привезли порядка 80 человек, для чего пришлось открыть так называемое нулевое отделение, куда свезли лучшую аппаратуру из других медучреждений города. Там развернули настоящий полевой госпиталь: хирурги не отходили от столов, операции закончились только к полудню следующего дня. Для пострадавших в авиакатастрофе создали максимально комфортные условия, а над многими выжившими брали шефство местные жители.

Позже по городу поползли слухи о крушении самолета, поскольку истинную причину трагедии знали немногие. Ясно было одно – масштабов трагедии не скрыть. Аэропорт в Норильске срочно закрыли, и лишь спустя сутки он снова стал принимать самолеты.

Итоги расследования и память

Изначально вину возложили на конструктивные недоработки самолета и ошибки экипажа. Однако позднее действия командира Шилака были признаны правильными. Несмотря на это, трагедия вошла в историю авиации под его именем – «катастрофа Шилака», став одной из немногих «именных» аварий и суровым уроком для всей гражданской авиации СССР.

Не первое крушение авиалайнеров Ту в Сибири

Сибирь неоднократно оказывалась местом трагических авиакатастроф. Одна из самых масштабных произошла под Иркутском 4 июля 2001 года. Ту-154, совершавший рейс из Екатеринбурга во Владивосток, при заходе на посадку неожиданно развернуло на 180 градусов, после чего он рухнул в районе села Бурдаковка. От удара лайнер разрушился, уцелела лишь хвостовая часть. Несмотря на оперативное прибытие спасателей, помогать было уже некому. По официальной версии, катастрофа стала следствием ошибки экипажа, унесшей жизни 145 человек.

Еще один авиаинцидент, но уже с Ту-104, случился 30 июня 1962 года. Самолет, летевший из Хабаровска в Москву, внезапно пропал с радаров недалеко от Красноярска. Расследование показало, что лайнер был случайно сбит ракетой во время учений ПВО. В результате трагедии погибли 84 человека.

23 декабря 1984 года трагедия постигла Ту-154, следовавший по маршруту Красноярск – Иркутск. Вскоре после взлета из-за разрушения диска компрессора загорелся двигатель. Экипаж, пытаясь потушить пожар, допустил ошибку, не отключив подачу топлива, что лишь усугубило ситуацию. Самолет упал всего в трех километрах от аэропорта, выжить в этой катастрофе чудом удалось лишь одному человеку из 110 находившихся на борту – мужчине 27 лет.

Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о том, в чем причина авиакатастроф в России.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, Анна Миронова, Ксения Кобалия