Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Куликовских
Тюменская область
18 ДЕКАБРЯ, 2025
В регионах «тюменской матрешки» из-за угрозы атак БПЛА в Москве, Санкт-Петербурге и на юге РФ часто задерживают или отменяют рейсы. В таких случаях российские законы обязывают авиакомпании обеспечить пассажиров бесплатными услугами, а при длительной задержке – питанием и гостиницей. Какая еще помощь положена пассажирам, как вернуть билет и возместить ущерб от опоздания – читайте на «ФедералПресс».
При длительной задержке рейса из-за непогоды, технических или других проблем пассажиры вправе требовать от своего перевозчика ряд услуг. Согласно федеральным авиационным правилам, утвержденным Минтрансом России, авиакомпании обязаны бесплатно предоставить пассажирам:
При более длительных задержках действуют другие правила. Если вылет задерживается более 4 часов, то авиаперевозчик обязан бесплатно:
При задержке рейса пассажир имеет право отказаться от полета, сообщает управление Роспотребнадзора по Тюменской области. Отказ от перелета в подобной ситуации классифицируется как вынужденный, следовательно, авиакомпания обязана возместить полную стоимость билета, даже если он невозвратный.
Чтобы оформить вынужденный возврат, сначала поставьте штамп в посадочный талон или попросите сотрудников авиакомпании выдать вам бумагу, удостоверяющую факт задержки рейса. Затем передайте заявление лично в представительство авиакомпании в аэропорту или отправьте его онлайн через сайт перевозчика либо почтой. Важно приложить к заявлению документы, доказывающие факт задержки вылета.
«Пассажир вправе обратиться к перевозчику с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса: сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд и так далее. К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающих понесенные убытки», – отмечают в надзорном ведомстве.
Пассажир может взыскать штраф с перевозчика за задержку рейса. Неустойка оценивается в 25 % от минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час, но не более 50 % стоимости билета. Есть исключение: перевозчик не будет платить, если задержка произошла по независящим от него причинам или из-за срочного ремонта судна.
Заявление подается авиаперевозчику непосредственно в аэропорте вылета или конечного пункта маршрута. Срок подачи претензии – полгода.
Необходимо приложить к заявлению справку о задержке рейса, выданную на стойке авиакомпании в аэропорту, посадочные талоны с временем отправления и прибытия самолета, а также все документы и чеки, подтверждающие дополнительные расходы пассажира. Нужно указать контактные данные и реквизиты счета для перечисления денег. Как правило, авиакомпании стараются решить вопрос в досудебном порядке.
В случае с задержкой заграничных рейсов авиакомпания несет ответственность, которая установлена международными договорами РФ. Если на рейс распространяется действие Монреальской конвенции (к ней присоединились 140 государств), то перевозчик обязан компенсировать доказанный ущерб в сумме 5346 специальных прав заимствования. По данным Центробанка России на 17 декабря 2025 года, курс одного СПЗ составлял 108,7 рублей.
Но стоит помнить, что перевозчик не несет ответственности, если задержка рейса была вызвана ЧС – обстоятельствами непреодолимой силы: стихийные бедствия, война, забастовки, закрытие границ и полетов.
В надзорном ведомстве рекомендуют направлять претензии по юридическому адресу авиакомпании заказным письмом с уведомлением о вручении. Если получить компенсацию и деньги за билет не удалось, то пассажир вправе обратиться с иском в суд.
Напомним, 11 декабря из-за массовой атаки беспилотников на столицу задержали рейсы Тюмень – Москва в аэропорту Рощино. Подробнее об этом читайте в материале «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Наталья Ельцова, Ксения Кобалия, Полина Зиновьева