Редакция «ФедералПресс» / Павел Овсянников
Курганская область
7 АВГУСТА, 2017
Весенняя сессия ГД РФ и Совета Федерации прошли под знаком повышенного внимания к регионам, и это принесло свои результаты. Об этом сегодня, 7 августа, «ФедералПресс» заявила Елена Перминова, сенатор от Курганской области, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:
«Сессия в Совете Федерации была посвящена главным образом региональной политике. Союзом законодателей при СФ и Госдумой была разработана концепция межбюджетных отношений, которая была представлена президенту Владимиру Путину. Он ее услышал, понял, и я больше чем уверена, что к следующему бюджетному циклу все предложения, которые были высказаны, будут реализованы. В лучшем случае – в законе о бюджете на следующие три года и Бюджетном кодексе РФ.
Напомню, в прошлом году федеральный центр аккумулировал 1 процент от налога на прибыль – 500 млрд рублей – в фонде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, и у Минфина появился очень большой соблазн диктовать регионам свои условия. Чтобы получить деньги, каждый субъект должен был выполнить те или иные условия Минфина. Но это полностью противоречит принципу бюджетного федерализма.
И еще в декабре 2016 года мы в Совете Федерации подготовили проект закона, который говорил, что дотации регионам выдаются безусловно. Согласование проекта проходило в Госдуме ровно полгода. Только 7 июля Госдума приняла его, и сейчас регионы получают дотации без условий.
Но все при этом подписывают соглашения с Минфином. Для Курганской области это не новость. Мы давно подписываем такие соглашения. С одной стороны, это дисциплинирует, это неплохо. Но главное, подчеркну еще раз, – теперь дотации выдаются без условий.
Правда, отмечу, что такие условия остались для 8 высокодотационных регионов, это регионы Северного Кавказа и Севастополь. Если они не выполняют условий Минфина, им приостанавливается выдача дотаций.
Еще одной особенностью стало принятие бюджетного правила, по которому в стране остается только один фонд – национального благосостояния. Все оставшиеся до февраля 2018 года средства резервного фонда будут перечислены в фонд национального благосостояния. Все нефтегазовые доходы, которые будут формироваться по цене 40 долларов за баррель нефти, будут направляться на общем расходы бюджета. А деньги, полученные по цене свыше 40 долларов, пойдут в фонд национального благосостояния. Фонд может быть использован в первую очередь на покрытие дефицита федерального бюджета и покрытие дефицита Пенсионного фонда. По этим правилам будет формироваться бюджет 2018 года и на плановый период.
Но полностью это правило заработает только с 2019 года. Нам нельзя перегружать бюджет расходами – мы и так в этом году принимали его с дефицитом в 3 % ВВП. При этом есть уверенность, что федеральный бюджет в этом году будет исполнен в полном объеме, с учетом средств резервного фонда.
При этом Совет Федерации подготовил предложения в бюджет 2018 года, по которым дотации регионам должны быть проиндексированы на уровень фактической инфляции, а сокращать бюджетные кредиты нельзя. По нашему мнению, они должны оставаться на уровне 300 млрд рублей, как было в 2015 году. Потому что государственный долг субъектов Федерации сегодня составляет уже 2,2 трлн рублей. При этом долг по коммерческим кредитам – около 60 % этой суммы. Необходимо замещение коммерческих кредитов более дешевыми бюджетными кредитами.
При этом регионы нельзя лишать собственных доходов. Курганская область, например, в результате отчислений 1 % налога на прибыль потеряла 500 млн рублей. Кроме того, региону снизили процент отчисления акцизов на нефтепродукты в региональный дорожный фонд – потери составили около 600 млн рублей. Но президент требует привести дороги в нормативное состояние, и мы в Совете Федерации настаиваем на том, чтобы в 2018 году акцизы были возвращены в региональные бюджеты».