Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
17 ЯНВАРЯ, 2020
В конце 1980-х Россия столкнулась с глобальным вызовом: как мирная страна, наследница Советского Союза она оказалась остальному миру неинтересна. Но теперь все изменилось, силу России признали на международной арене, и в западных странах вновь проснулся интерес к российской истории. О том, почему в русских архивах сидят американцы и немцы и как изучают историю в разных странах мира, рассказал на Гайдаровском форуме в РАНХиГС профессор истории Калифорнийского университета Беркли Юрий Слезкин:
«Изучение русской истории в эпоху правления Михаила Горбачева потухло. Но теперь ее изучение возродилось. Россию считают символом зла благодаря тем новостям, которые транслируют на Западе. Я не удивлюсь, если окажется, что на английском выходит не меньше книг по русской истории, чем на русском. Это финансируемая индустрия, потому что у США есть в отношении России геополитический интерес. В российских архивах работает много американцев, иногда можно встретить пару немцев и одного француза. Это связано с местом страны в мире.
Интересно, что в разных странах существует разная риторика. И порой преподавание истории в ряде государств наполнено этническими мотивами, даже национальными. Везде по-разному. В Восточной Европе, например, тема аборигенного национализма табуирована. Здесь обязателен мультикультурализм, а ученые пишут на местном и английском языках.
У англосаксов наблюдается единое научное историческое сообщество с единым рынком публикаций. За исключением, может, Ирландии, где легитимен этнонационализм.
Еще отмечу, что две неанглоязычные страны перешли на английский язык исторических текстов. Это Израиль и Нидерланды. Причем Израиль совмещает этнические мотивы и глобализацию в преподавании истории. Это объясняется тем, что евреи привязаны к своим корням и в то же время следуют современным мировым тенденциям.
Удивила Швейцария. Она не претендует на глобальный охват, но при этом почти не занимается собственной историей. Стоит особняком.
В Китае появились центры по изучению стран Европы и Юго-восточной Азии. Китай активно исследует историю разных стран.
Что касается России, то она унаследовала от СССР попытку глобального охвата. У нас мировой истории отводится почти половина курса. Советскую академическую культуру также сохранила Белоруссия.
К сожалению, есть разница между профессиональными исследователями и школьной системой образования. И школьные учебники нечасто пишут историки-практики, и они следуют за волной политической моды».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева