Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Правительство не верит, что люди способны найти применение розданным деньгам». Эксперт о цифровых ваучерах

Редакция «ФедералПресс» / Марина Сапожникова
Москва
11 МАЯ, 2020

Пушкарев Петр

экономика
ЦФО

Введение в России цифровых ваучеров на приобретение товаров первой необходимости поможет восстановлению экономической активности россиян. При этом данный механизм поддержки пострадавших слоев населения будет более эффективным, чем так называемые вертолетные деньги, считают в агентстве Национальные кредитные рейтинги (НКР). О том, насколько действительно эффективна такая система в текущих условиях рассказал Петр Пушкарев, шеф–аналитик ТелеТрейд:

«Такие ваучеры с возможностью купить на них пусть ограниченный набор товаров, и без возможности цифровые деньги обналичить – конечно, лучше, чем не дать людям ничего. Или лучше, чем так называемая «адресная» помощь, когда якобы сверху кажется виднее, кто в ней нуждается, а кто нет, ну а по факту эта «адресная» помощь просто не попадет ко многим, кто оказался в вынужденном отпуске, но не сможет подтвердить снижение семейного дохода. Но когда говорят, что ваучерная система «эффективней», то моментально напрашивается уточнение: «эффективней» для кого?

Если подходить к вопросу не с той точки зрения, чтоб «эффективней», то есть читай меньше потратить бюджетных средств, то возможно так и есть. Но в переводе на нормальный русский язык это просто значит оказать поменьше материальной помощи. А если с точки зрения людей смотреть, которые в одночасье лишились регулярного дохода, или потеряли по факту большую часть своего дохода, а получают какой–нибудь чисто формальный минимум, да еще при этом и оказались прикованы к собственным квадратным метрам без возможности где–то «полевачить», выполняя работы в частном порядке для условного соседа – то не честнее ли оставить на их собственное усмотрение решать, на что же именно им в срочном порядке нужно потратить выделенные деньги?

У семьи может «подгорать» очередной платеж по кредиту, а формально зарплата по документам не снизилась, и поводов для кредитных каникул банк не видит – и, может быть, такая семья бы и рада лучше поэкономить, но не портить себе кредитную историю. И «вертолетные деньги» решали бы эту проблему, а ваучер «велит» пойти и потратить эти деньги в магазине непременно на гречку или на картошку, или на лекарство, что в настоящий момент может быть для данной семьи и не так актуально: допустим, запасы необходимых продуктов ими и так уже сделаны, кухонные шкафы заполнены. Опять–таки, товары первой необходимости – понятие растяжимое и разное для разных граждан: кому–то срочно надо обзавестись новой обувью взамен прохудившихся прошлогодних башмаков, а купить в магазине продуктов для него в данный момент вопрос вторичный. А кто–то – художник или живет продажей поделок, изготовленных собственными руками, и для него вопрос выживания – покупка не еды, а красок и материалов, а поесть он планирует, продав свои произведения искусства.

Не совсем верно устанавливать для ваучера и совсем уж жесткие временные рамки: одно дело, когда ты вправе потратить выделенную помощь за 2–3 месяца, растягивая ее, если привык экономить и считаешь это разумным, а другое дело, когда тебя побуждают непременно потратить несколько тысяч рублей именно до конца недели: с точки зрения получателя помощи в такой форме это может даже выглядеть расточительством в трудный период.

В общем, идея ваучеров в целом рабочая – если существенно расширить, однако, целевое назначение этих ваучеров. Пускай их можно будет потратить лишь в безналичной форме, но не только на продукты. Ассортимент доступных товаров нужно сделать разнообразным, разве что исключив из него алкоголь и табачные изделия, но оставив обязательно возможность гасить из этих денег кредиты, если гражданин считает это для себя приоритетом. В конце концов, это будет и помощью государства банковской системе. И однозначно, в любой форме, будь то ваучеры или «вертолетные деньги» – такая розданная помощь крайне важна, ведь помимо помощи напрямую пострадавшему от карантина, а ни от какого ни от вируса населению, эти деньги послужат своеобразным инструментом «голосования« граждан за действительно нужные им товары, тем самым поддержат они самых востребованных производителей, увеличат спрос на наиболее нужные сейчас людям категории товаров, раскачают хоть немного еле живой потребительский рынок.

Именно поэтому инфляция от «вертолетных денег» или ваучеров нам не грозит, а в казну еще и вернется в итоге через механизм НДС 20% от потраченных денег. А потребовалось бы на такие меры не более 25–30% от накопленных в ФНБ средств, или не более 10% от золотовалютных резервов ЦБ. Но, похоже, государство не верит, увы, в такие механизмы раскачки экономики, и чем более ограниченную помощь оно готово выдать людям, тем государственным чиновникам спокойнее. Почему–то им кажется, что сверху они смогут позднее найти этим деньгами лучшее применение для развития каких–то отраслей или предприятий, чем это смогут сделать сами люди или представители бизнеса, и баланс в этой пирамиде смещен слишком сильно в сторону попыток государственного планирования, но не частной инициативы «снизу». Правительство элементарно не верит, что люди способны найти розданным деньгам лучшее применение».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин