Редакция «ФедералПресс» / Белый Михаил
Москва
8 СЕНТЯБРЯ, 2020
Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов заявил о том, что направит помощнику президента РФ Максиму Орешкину письмо с предложением ввести в России в условиях пандемии коронавирусной инфекции базового дохода безработным в дополнение к пособию по безработице. По словам сенатора, безусловный базовый доход является социальным пособием. Кутепов подчеркнул, что в период острой фазы COVID-19 пособия по безработице были повышены до уровня прожиточного минимума, однако не всем безработным, которые зарегистрированы в службах занятости. Сенатор уверен – на сегодняшний день финансовые резервы страны позволяют произвести затраты на введение экспериментальной программы по выплате базового дохода безработным. О том, окажется ли полезной такая мера и действительно «потянет» ли ее государство – в авторской колонке политолога, экс-советника президента России Бориса Ельцина Сергея Станкевича:
«Идея некого «научного сообщества» об экспериментальных выплатах безработным «безусловного базового дохода» представляется плохо продуманной и как минимум несвоевременной.
Эксперименты с безусловным базовым доходом (ББД) проводились до ковид-пандемии в странах с гораздо более развитой экономикой и практически везде свернуты. Их воздействие признано демотивирующим и финансово неоправданным. В условиях России негативный эффект таких выплат может оказаться еще значительнее.
У нас существенно хромает учет безработицы. Численность официально зарегистрированных безработных на 31 августа 2020 года составила почти 3,63 млн человек, а по более точной методике МОТ - 4,731 млн человек. По этим данным, основанным на практических обследованиях, за время пандемии количество безработных в нашей стране выросло на 36%, то есть добавилось 1,25 млн человек. Но это далеко не все. Так называемая «неформальная» занятость в России составляет около 20 млн. человек, и что творится в этом секторе – никто толком не знает. По некоторым оценкам, реальная безработица уже превышает официальную минимум в два раза, то есть выходит за 10 млн. человек.
Важно при этом, что львиную долю (около 60%) «ковидных» безработных составили граждане самого трудоспособного возраста 30–49 лет. А доля искателей работы молодого возраста (20–23 лет) увеличилась с 15% до 23%.
К чему приведет идея выплачивать безработным «пособие в размере не менее трех прожиточных минимумов трудоспособного населения»? При нынешнем размере 11510 руб. это составит 34 530 руб. на душу. Будет существенный рост регистраций на бирже труда. За дармовыми деньгами будут обращаться многие из тех, чья зарплата меньше «базового дохода», а в России есть регионы, где треть зарплат ниже этой планки. Буквлаьно будут вставать в очередь.
Кроме того, укоренятся целые регионы застойной безработицы, в которых получатели пособий станут основной массой населения. В первую очередь это грозит и так не слишком занятым регионам Кавказа.
Словом, мысль в российском сенате сработала не в ту сторону. Вместо того, чтобы оплачивать отсутствие работы в объеме 2,183 трлн рублей, следует стимулировать инвестиции в строительство новых предприятий и модернизацию уже существующих. В России и так уже падают инвестиции в основной капитал, и этот тренд надо срочно обратить вспять.
Создание одного рабочего места в базовых промышленных секторах дает в среднем около двух рабочих мест в смежных секторах экономики.
Нам нужно формировать динамичный производственный сектор за счет ограничения монополизма и создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Все предложения на этот счет давно имеются, но до их рассмотрения в Совете Федерации дело никак не дойдет».
Фото: Денис Кочкин