Редакция «ФедералПресс» / Давид Азизов
Иркутская область
16 ДЕКАБРЯ, 2020
Игорь Кобзев отмечает годовщину на посту губернатора Иркутской области. Для самого экс-генерала переселение из московского кабинета замминистра МЧС в далекую Сибирь, да еще в один из самых сложных регионов, было стремительным. То, что именно его Владимир Путин направит «замирять» непокорную область, не мог предсказать ни один аналитик. Знакомиться с регионом приезжему генералу пришлось в непростых условиях пандемии. Что удалось, а что нет за этот год – экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился политолог Сергей Шмидт:
«Своей победой Кобзев «перевернул» всю нашу региональную политологию, поскольку до этого она исходила из предпосылок, что «варяг», поддержанный «Единой Россией», в эпоху многоаспектного кризиса в стране ничего не выиграет: свободолюбивые иркутяне ему этого не позволят. Думаю, что одной из главных причин победы Кобзева стало то, что ему удалось сформировать здесь уникальную коалицию внутри региональной элиты и хотя бы временно нейтрализовать обычные для нее склоки, противоречия и конфликты. Он максимально использовал главный ресурс, который есть у «варяга»: область для него не делится на своих и чужих. Кобзев абсолютно независим от сложившихся здесь кланов, у него нет никаких «темных пятен», связанных с внутрииркутской историей.
Помимо выборов я бы отметил еще несколько важных позитивных моментов. Первый: мирная внутриэлитная коалиция сохраняется до сих пор. Мы имеем сейчас высокую степень взаимопонимания и согласованности всех ветвей власти. Можно предположить, что долго это все не продлится, но саму по себе уникальность ситуации я бы хотел зафиксировать. Думаю, что причиной является общая ситуация неблагополучия, в которой оказалась область вместе со всей страной. Перед лицом этой угрозы возможно примирение конфликтных интересов. Но предполагаю, что развитие ситуации по сценарию сплочения, а не конфликта, когда каждый сам за себя, является личной заслугой Кобзева, и это – второй позитивный момент.
Теперь о минусах. С моей точки зрения, они – дискуссионные. Оппоненты Кобзева, которые сейчас деморализованы, имеют формальные основания критиковать его за плохие – в сравнении с Левченко – результаты. Поступления в бюджет уменьшились, долг вырос, как и дефицит бюджета. Но любой аналитик прекрасно понимает, что, по большому счету, здесь нет вины Кобзева, поскольку это зависит от пандемии и от снижения цен на нефть. Однако есть правила публичной политики, которыми оппоненты Кобзева пользуются. Это нечестно, но по-другому не бывает.
Сюда же попадают и все негативные моменты, касающиеся нашей системы здравоохранения, которая оказалась неподготовлена ко второй волне коронавируса. Я не из тех, кто считает, что всю вину следует возлагать на губернатора. Знаю, что подготовка была, но сама по себе волна оказалась сильнее, чем предполагалось. Ни один регион, за исключением Москвы, пожалуй, не мог этой осенью похвастаться тем, что у него все в порядке.
Но есть у генерала и ошибки. Они связаны с кадровыми назначениями. Как людей не всех своих подчиненных он знает. Поэтому часть ответственности, например, за министра здравоохранения Наталию Ледяеву, которая оказалась под арестом, лежит и на губернаторе.
Мне кажется, что Игорю Кобзеву надо активнее привлекать на высокие должности людей из других регионов. Кадровый ресурс управленцев в Иркутской области исчерпан. Регион потерял очень много одаренных, выдающихся людей. Надо наплевать на местечковый патриотизм и активно приглашать тех, кто проявил себя в других субъектах».
Фото: kremlin.ru