Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Грант Бабасян: «Регулировать цены на курортах мы пока не умеем»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Токарев
Республика Крым
10 ИЮНЯ, 2021

Бабасян Грант Лерникович

Туризм и гостиничный бизнес
Москва

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» был представлен общественности вице-премьером Дмитрием Чернышенко в конце апреля. Его главные задачи – сделать внутренний туризм привлекательнее как для россиян, так и для жителей других стран. До 2030 года власти намерены потратить на него 529 млрд рублей из федерального бюджета и еще 72 млрд из казны регионов. О том, как развивается проект спустя месяц после старта, и о том, какие ключевые задачи сейчас стоят перед индустрией, «ФедералПресс» пообщался с президентом Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Грантом Бабасяном.

О регулировании цен в туристических регионах

«Если говорить про цены, то все, как мне кажется, максимально просто. Спрос рождает предложение, а он сейчас гораздо выше, чем то, что мы можем предложить. Происходит в некотором роде социальный фильтр: появляются локации, которые подороже, и те, которые подешевле.

К счастью, сейчас для российских курортов и туристических регионов спрос в нашей стране даже больше, чем в Турции, в Арабских Эмиратах и стандартных курортных городах. Соответственно, они, чтобы хоть как-то хоть кого-то протащить, намеренно делают цены ниже.

У нас же, исходя из того, что на каждый четырех- или пятизвездочный номер приходится по два-три желающих, стоимость поднимается. Это сложно регулировать, и мы еще этого делать не умеем, для нас это только первый опыт. Но я уверен, что через некоторое время мы придем к механизмам, позволяющим регулировать ценообразование. В том числе и с помощью цифровизации: в онлайн-режиме можно будет видеть ситуацию по стране и что-то предпринимать».

О нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства»

«Сейчас в целом по России, не только в Крыму, есть ряд локаций, где с учетом нацпроектов будут финансироваться проекты инфраструктурные. Здесь важно понимать: история с нацпроектом для туризма новая и создавалась она тоже очень быстро. Потребительский спрос повысился – повышается спрос и у инвесторов, претендующих на различные участки и проекты. И посредством нацпроекта мы весь этот процесс простимулируем.

Но прямо сейчас нам нужно сделать акцент на том, как мы будем управлять нацпроектом так, чтобы он получился максимально эффективным. Нужно сформировать мощную команду, и я знаю, что Дмитрий Чернышенко и Зарина Валерьевна (Догузова – прим. ред.) делают для этого многое. Грамотное администрирование нацпроекта может принести гораздо больше, чем разовые победы в отдельных сферах.

Важно выстроить работу так, чтобы нацпроект стал началом инфраструктурного развития: чтобы мы дали стимул и через пять лет, допустим, он уже не потребовался – инвесторы бы шли сами. Нужно также проработать и доступность, чтобы инвесторы знали, к кому они могут прийти и обратиться в конкретном регионе. Чтобы он мог в три клика найти место, куда он готов инвестировать, и людей, которые могут помочь».

О туристическом мастер-плане

«Это правильная история, ее нужно делать. Нужно, чтобы мы имели возможность смотреть на несколько шагов вперед. Мыслили последовательно: что нужно сделать на первом этапе, на втором, на третьем.

Важно помнить, что для страны это в новинку, и четко представлять, кто конкретно будет заниматься его составлением и для какой аудитории. Здесь мы не можем пригласить иностранцев, потому что они не знают нашу российскую специфику и не понимают наших реалий. Но и в России таких команд, которые могли бы качественно сделать такой мастер-план, не так много.

Он должен включать в себя не только красиво нарисованные территории с разными суперинтересными объектами и архитектурными решениями. Это должен быть очень серьезно экономически, коммерчески выверенный продукт, чтобы было представление не только о проектах, но и о том, какие инвесторы в них могут участвовать.

Команда, определенно, должна быть из отрасли».

О кадрах и их квалификации

«Особенно кадры важны для малых городов, у которых есть туристический потенциал. Для примера можно взять Крым: когда в Судаке появился арт-кластер «Таврида», он начал развиваться как территория гостеприимства и креативных индустрий.

И, как следствие, появились профи, которые приходят работать на новые объекты в регионе. Они уже обучают местный персонал, и этот персонал, получив этот опыт, уже через полгода-год будет работать на управленческих должностях в новых проектах, которых в Крыму сейчас будет больше. Это естественный процесс, который тем не менее занимает время. Но за этот срок появляются специалисты, которые уже обучены совершенно другому уровню сервиса.

И тут мы упираемся в кадровый потенциал, в образовательную сферу. Некоторые регионы уже меняют кадровую историю за счет введения новых стандартов. Есть регионы, которые пришли к этому.

Стандарты территорий – важнейшая вещь. В этих стандартах можно прописать инструкции даже для местной полиции, например по процессу остановки автомобиля. Что должен сказать полицейский туристу, как обратиться, как предложить помощь. Главная задача полиции, безусловно, охрана правопорядка. Но даже такие детали влияют на восприятие гостеприимства региона в целом».

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева