Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Сбудутся ли экономические прогнозы S&P в отношении Ямала: «Решающее влияние – политическое»

Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Куликовских
Ямало-Ненецкий автономный округ
1 АПРЕЛЯ, 2022

Селянин Константин Петрович

экономика
Свердловская область

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings понизило рейтинг Ямала до уровня СС. По мнению экспертов S&P, экономика округа подвержена рискам, даже вероятен дефолт. До этого же уровня агентство понизило рейтинги еще четырех регионов – Москвы, Ленинградской и Самарской областей, Красноярского края. Насколько реален прогноз рейтингового агентства и есть ли в нем политическая составляющая – рассуждает аналитик-экономист, руководитель уральской школы переговоров Константин Селянин:

«Дефолт – это невозможность исполнения обязательств в том виде, в котором они взяты. Сомнений в платежеспособности Ямала сейчас нет, на мой взгляд, и не может быть. Это один из немногих регионов доноров, имеющий хорошие перспективы по доходом.

Но это может измениться уже в следующем году, если будет введено полноценное эмбарго на поставку нефти, газа и основных наших сырьевых товаров в Европу, Америку и Юго-Восточную Азию. И тогда регионы могут столкнуться со сложностями.

Так, если Европа откажется от российской нефти, а затем и от газа (особенно с учетом требований платить в рублях), то это может привести к тому, что экспортный потенциал добывающих регионов и Ямала будет подтачиваться, и очень серьезно.

Россия – одна из двух крупнейших стран по объемам добычи нефти, но по запасам нефти мы только седьмые, поэтому заменить российскую нефть вполне возможно. И если будут сняты ограничения с Ирана и Венесуэлы, с учетом готовности Саудовской Аравии и других ближневосточных стран увеличить объемы добычи и поставок, то это может произойти уже до конца текущего года.

С газом все сложнее. Российского газа в Европе порядка 40 %, для его замены нужно гораздо больше времени. По разным оценкам, явно выбрана стратегия на выход. Мы понимаем, что не будет «Северного потока – 2» и, наверное, первый окажется под вопросом. Доля российского газа будет сокращаться гораздо быстрее, чем планировалось (до 2030 г.). В 2024–2025 годах наверняка произойдет массовый отказ.

Куда тогда будут экспортироваться российские нефть и газ, пока непонятно. Надежды на Китай тоже слишком преувеличены. Китай будет явно или неявно воздерживаться от какой-либо помощи России, не присоединяясь к санкциям. Поэтому в перспективе двух – трех лет у Ямала действительно может сложиться ситуация, когда резко упадут доходы и платежеспособность, а значит, возникнет угроза дефолта.

Экономика, хотим мы этого или нет, – производная от политики. На экономику влияют все события в мире. Мы же понимаем, что санкции и эмбарго не на ровном месте взялись и за месяц с небольшим выросли в такой огромный ком. Дальнейшие экономические прогнозы связаны с горячей фазой спецоперации на Украине. Это может очень серьезно повлиять на прогнозы, на их сроки и вообще на то, что они сбудутся. Здесь решающее влияние, к сожалению, оказывается политическое».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин