Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Мы готовились к тому, что сделаем очередной шаг в развитии. Президент ТПП РФ рассказал, почему отправил в отставку своих заместителей

Редакция «ФедералПресс» / Наталья Оксак
Москва
18 ИЮЛЯ, 2016

Катырин Сергей Николаевич

Бизнес
Москва

В Торгово-промышленной палате произошли масштабные кадровые перестановки и структурные изменения. 20 апреля президент ТПП Сергей Катырин освободил от должности сразу нескольких своих заместителей. Решение единогласно поддержали члены Совета ТПП. В число новых заместителей Катырина, как и предполагалось, вошли экс-председатель Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимир Дмитриев, председатель комитета ТПП по малому бизнесу Елена Дыбова, директор департамента внешних связей палаты Владимир Падалко и президент Саратовской ТПП Максим Фатеев. Свои посты сохранили вице-президенты ТПП Вадим Чубаров и Дмитрий Курочкин.

В Торгово-промышленной палате произошли масштабные кадровые перестановки и структурные изменения. 20 апреля президент ТПП Сергей Катырин освободил от должности сразу нескольких своих заместителей. Решение единогласно поддержали члены Совета ТПП. В число новых заместителей Катырина, как и предполагалось, вошли экс-председатель Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимир Дмитриев, председатель комитета ТПП по малому бизнесу Елена Дыбова, директор департамента внешних связей палаты Владимир Падалко и президент Саратовской ТПП Максим Фатеев. Свои посты сохранили вице-президенты ТПП Вадим Чубаров и Дмитрий Курочкин.
Масштабные изменения продолжились 21 апреля. На заседании правления ТПП были утверждены изменения в организационно-штатной структуре палаты. Постановлением правления были упразднены 37 действующих комитетов и советов ТПП. В то же время было создано 24 комитета и пять советов. Помимо этого, были назначены новые руководители палат в регионах.
О том, с чем связаны такие перемены и как они отразятся на развитии благоприятного бизнес-климата в стране, мы поговорили с президентом Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным.
После VII съезда в Палате осуществляется ряд перестановок, идет переформатирование структуры. С чем это связано и почему момент для перемен настал именно сейчас?
Это связано с тем, что мы провели съезд. Как известно, он бывает раз в пять лет, и мы готовились к тому, что сделаем очередной шаг в развитии, решим вопросы, связанные со структурой аппарата. В основные направления нашей деятельности вошли посылы, озвученные на съезде президентом страны. Под это выстроилась вся структура аппарата – и вице-президенты, и департаменты – все нацелено на то, чтобы реализовать стратегию развития Торгово-промышленной палаты. Новый этап развития значит новый взгляд на тех, кто может все эти планы реализовать. Ну, в связи с этим некоторые изменения в аппарате и его структуре.
Расскажите подробнее: что в ней принципиально изменилось?
Мы сориентировали один из департаментов на то, чтобы ТПП могла обслуживать предпринимателей в электронном виде. Второй принципиальный вопрос – это наша работа с законодательством. Сегодня мы вышли на другой уровень работы с Госдумой, Советом Федерации, министерствами, ведомствами, администрацией президента. В связи с этим потребовалось усиление этого направления, и отдел превратился в правовой департамент, который будет заниматься законотворческой деятельностью. Так у руководителя департамента будет больше возможностей с точки зрения его статуса во взаимодействии с депутатским корпусом, аппаратами Госдумы и Совфеда. Еще одно изменение связано с нашими намерениями дать больше информации о деятельности всей системы ТПП – о наших комитетах, работе на внешнем периметре и так далее. На это направление будет нацелен новый департамент, который будет заниматься информационными связями.
Регионам стоит ждать каких-то изменений и перестановок?
Они идут непрерывно. Во многих регионах, так же, как и у нас, в связи с изменением ситуации меняется структура аппарата. В региональных палатах они не такие уж и большие, но иногда коллеги вносят коррективы. Потом, аппарат же не вытесан из гранита? Это структура, которая меняется в зависимости от обстановки, задач, которые мы перед собой видим. Если появятся какие-то новые приоритеты, значит будем смотреть на структуру и думать, каким образом ее поменять.
Сложившаяся структура взаимодействия с региональными палатами вас устраивает?
То, как мы ее выстроили, вполне устраивает. Сейчас мы приняли новый устав, в котором четко прописана вертикаль взаимоотношений: федеральная, территориальная, муниципальная палаты. Последних у нас особенно много: из 181 палаты 85 региональных, остальные – муниципальные. Для нас принципиально важно, чтобы были выстроены отношения между палатой субъекта и муниципальной палатой. Принятые сегодня документы позволяют выстроить эту работу совершенно четко. Когда она сложится окончательно, это усилит палату и даст возможность расширять ее сеть на территориях.
Минфин считает, что нагрузка на бизнес составляет 34 процента. А какова ваша оценка?
34 процента – это то, что прописано в налоговом кодексе, а если посчитать то, что мы называем неналоговыми платежами, то получится гораздо больше. Среднюю цифру мне сложно назвать – для каждой сферы бизнеса нагрузка разная. Кому-то приходится совершать экологические платежи, кому-то платить за утилизацию отходов или очистку воды. У каждой отрасли своя нагрузка, но то, что она составляет не 34 процента – это точно.
На каком этапе сегодня находится работа по упорядочиванию неналоговых платежей?
Аналитической работой в этом направлении занимается специальная группа. Она анализирует платежи, которые приходится осуществлять предпринимателям в регионах. Одни платежи утверждены на федеральном уровне (министерствами, ведомствами, законами), другие вводятся решением губернаторов или подразделениями на местах. Параллельно мы работаем с Минэкономразвития и Министерством финансов – думаем, каким образом упорядочить это все.
Какие шаги делаются для того, чтобы облегчить малому бизнесу доступ к госзакупкам?
Мы были одними из тех, кто активно прорабатывал и продвигал законодательство, которое регулирует сферу госзакупок и закупок компаний с госучастием. В ТПП были сторонниками того, чтобы вместо 94-го ФЗ появился 224-й ФЗ. Помимо этого мы активно работали с потенциальными поставщиками, госкомпаниями. Сейчас тесно взаимодействуем с федеральной Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Одна из главных для нас тем – это честные поставки: чтобы к ним допускались реальные производители и чтобы они находились по месту объявления заказа.
Мы хотим, чтобы в качестве поставщиков, в первую очередь брали своих производителей, если, конечно, они есть в регионе. Нам бы хотелось, чтобы каждый губернатор и его команда при размещении заказа обращали взоры на свои предприятия. Ради этого мы начали программу «За честные поставки», в которой будем организовывать работу по аккредитации палат. Мы дадим им право сертифицировать те или иные предприятия – проверять их, потом выводить на площадку и подтверждать то, что они заявляют – возможности по количеству, качеству, цене продукции или услуги. Будем рассказывать, что это не фирмы-однодневки, не посредники, а реальные производители. И те, кто размещают заказ, уже исходя из этого будут выбирать поставщика.
Эта работа началась в Краснодаре, сейчас продолжается во Владимире. Дальше будем подключать к ней и другие палаты. Сегодня на заседании правления ТПП мы утвердили нормативную базу, стандарты и положение об аккредитации.
Каких результатов планируете достичь?
Главное – поддержать наши российские предприятия всех сфер. Мы начали с пищевой продукции для школ, детских садов, больниц, теперь хотелось бы развернуть эту работу и на другие направления.
Перед нами стоят три цели: чтобы поставлялся качественный продукт, чтобы он продавался по цене производителя без накруток посредников и чтобы мы таким образом поддержали наш бизнес. Власти будут рационально расходовать бюджет и тем самым поддерживать реальных производителей.
Какую планку ставите перед собой в плане финансов?
Чтобы общая сумма заказов госкомпаний и компаний с госучастием, размещенных для малого бизнеса, к концу года достигла одного триллиона рублей. В первые два месяца работы таких заказов было размещено на сумму 214 млрд рублей. Думаю, при таких темпах реально достичь триллиона.
Помимо этого для нас чрезвычайно важно, из чего эта цифра будет складываться. Малый бизнес в основном сосредоточен на сфере торговли, услуг, посредничества, но нам прежде всего необходимо развивать сферу производства, малые научно-технические предприятия, здравоохранение и так далее.