Редакция «ФедералПресс» / Редакция РИА ФедералПресс
Москва
30 НОЯБРЯ, 2016
В Госдуме и в Совете Федерации продолжается работа над проектом закона о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов. Малообеспеченным регионам обещают дополнительную помощь, но ее объемы пока никто не называет. Законодатели пытаются добиться облегчения непростого финансового положения субъектов, и, судя по всему, им удается убедить Минфин и правительство в целом изменить схемы распределения федеральных средств. Какой будет бюджетная политика в ближайший год – в эксклюзивном интервью с сенатором Еленой Перминовой.
Елена Алексеевна, из года в год регионы ставят перед правительством России вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений. Какая работа ведется в этом направлении на данном этапе?
На данном этапе вносятся изменения в Бюджетный Кодекс РФ в части формирования фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также в перечень новаций по изменению нормативов зачисления доходов как федеральный, так и в региональные бюджеты.
Насколько я знаю, в России почти 70 субъектов имеют низкую бюджетную обеспеченность. Какие-то конкретные перспективы у них есть?
Правительством РФ было принято решение о консолидации 1 % на прибыль в федеральном бюджете для последующего зачисления в фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
Как будут распределяться дополнительные средства?
Эти дополнительные средства будут распределяться с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий субъектов, проведенной рабочей группой под руководством Козака Д. Н. и уровнем бюджетной обеспеченности регионов. В новой редакции Бюджетного кодекса РФ прописываются совершенно новые подходы к выделению дотаций. Одновременно с этим, в целях усиления стимулов для дотационных регионов по мобилизации собственного налогового потенциала и оптимизации расходных обязательств, Бюджетный кодекс предусматривает подписание соглашения высшего должностного лица субъекта с Минфином РФ.
Это условия очень жесткие для регионов. Но на данном этапе могу сказать, что Совет Федерации предлагает рассматривать условия по каждому субъекту персонифицировано.
Ежегодно все субъекты сталкиваются с одной и той же проблемой – деньги приходят ближе к концу года, что создает немало трудностей. Как будет решаться вопрос с предоставлением субсидий?
В федеральном бюджете на 2017 год будет прописано 95 % субсидий, чего не было никогда. Да, мы всегда говорили о том, что субсидии распределяются очень поздно, регионы получают их только в середине года, а некоторые – в конце года. Сейчас такого не будет. Последние субсидии, которые предоставляются на конкурсной основе (это незначительная их часть), должны быть распределены до 1 марта, а все остальное будет прописано в законе о бюджете.
Для регионов что-то изменится в этой части?
Процедура в целом непростая. Во-первых, регионы должны провести все конкурсные процедуры (это длительное время). Во-вторых, они должны найти средства на софинансирование, а поскольку бюджеты, как правило, принимаются с дефицитом, найти даже 5 % очень сложно. Это всегда вызывало определенные трудности при формировании бюджетов и их исполнении. В связи с тем, что основная часть субсидий будет распределена в бюджете, регионам будет проще.
Постоянно говорится о том, что в бюджетах не хватает денег. Какие источники пополнения казны вы видите?
При рассмотрении проекта федерального бюджета на 2017 год и плановый период, Совет Федерации совместно со Счетной палатой указали на ряд резервов. Они есть. Во-первых, на федеральном уровне предоставлено много налоговых льгот как по федеральным, так и по региональным налогам. Например, за 2015 год из-за предоставленных налоговых льгот и вычетов бюджетную систему страны недопоступило порядка 9 трлн рублей. Основная доля приходится на НДС.
При достаточно хорошем администрировании налогов ФНС России дебиторская задолженность, неуплата налогов и сборов в бюджет все равно составляет порядка 1,3 трлн рублей.
Значительные суммы вносятся в уставные фонды госкорпораций, но ими не используются, а хранятся на депозитах.
Резервы есть и по расходам. Речь об эффективном использовании бюджетных средств. Когда в министерствах защищаются госпрограммы, как правило, вопрос ставится таким образом: дайте денег, и чем больше, тем лучше. Какой эффект это даст? Какой экономический или социальный результат? К сожалению, этой увязки к результату мы не видим.
Еще один из резервов в расходах федерального бюджета – это большие затраты на капитальные вложения и так называемые долгострои. Это приводит к обесцениванию денег.
Яркий пример – стадион «Зенит» в Санкт-Петербурге?
Совершенно верно. С региональными бюджетами ситуация примерно похожая.
Большой резонанс вызвало предложение о введении так называемого «налога на тунеядство». Как вы относитесь к этой инициативе?
На мой взгляд, решение найти сложно, и пока все имеющиеся предложения противоречат Конституции РФ.
Я хорошо знаю предысторию этого вопроса. К нам в Совет Федерации и в правительство Российской Федерации обращались многие губернаторы по поводу того, что уплата страховых взносов за неработающее население в Фонд медицинского страхования ложится тяжким бременем на региональные бюджеты. Есть несколько моментов, которые нужно решить. И Совет Федерации уже выступил с соответствующими предложениями к правительству РФ.
Первое, что нужно сделать, – провести тщательную сверку работающего населения, взяв среднегодовые значения, которые учитывают и сезонный характер работы.
Второе. В категорию неработающих граждан, но застрахованных по системе обязательного медицинского страхования, попадали военнослужащие и приравненные к ним лица. Их тоже очень много: это все сотрудники силовых структур, которые есть в каждом регионе. В ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект, который обяжет этих граждан сдать свои страховые свидетельства, так как они получают медицинскую помощь по другой системе.
Самая сложная проблема – это неработающие граждане трудоспособного возраста (подчеркну, речь не идет о пенсионерах, инвалидах, детях, женщинах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком). Этих граждан сложно учитывать: заставить их пойти на работу или принудительно поставить на учет – таких рычагов у губернаторов и у государства нет. Но и не оказывать им медицинскую помощь мы тоже не имеем права. Во всяком случае, в министерстве труда РФ работают над этой проблемой.
На ваш взгляд, когда экономическое давление на Россию закончится? Когда будут отменены санкции? Повлияют ли на это решение итоги выборов президента США?
Экономические санкции – двоякий вопрос. С одной стороны, хорошо, что они подтолкнули к развитию собственного производства. Мы это видим на примере сельского хозяйства. Мы обеспечиваем себя продуктами: мясом, молочными продуктами, яйцами, овощами, зерном – сейчас важно сохранить это все и реализовать.
То, что касается финансовых санкций, – здесь есть серьезная проблема: нам ограничен доступ на внешние финансовые рынки. Даже сейчас источники финансирования для покрытия дефицита федерального бюджета привлекаются за счет внутренних заимствований, тратятся средства резервного фонда. Посмотрим, какой будет политика нового американского президента. Надеюсь, она будет разумной, взаимовыгодной для обеих стран.
На ваш взгляд, когда можно ожидать улучшения экономической ситуации? Ведь сейчас число людей, находящихся у черты бедности, постоянно увеличивается.
Мы все еще не вышли из кризиса 2008 года, когда у нас резко сократились заработные платы, резко возросла инфляция, поэтому реальные доходы населения упали. Когда мы говорим о росте номинальной заработной платы, это правда: мы повышаем зарплаты учителям, врачам до тех параметров, которые прописаны в «майских указах» президента. Но на фоне того, что была такая высокая инфляция, реальные доходы сократились. Уровень безработицы не такой высокий, но практика показывает, что недостаточно создано рабочих мест, на которых граждане могли бы получать достойную заработную плату.
Главная задача правительства Российской Федерации – разработка долгосрочной стратегии развития страны.