Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Будущее уральского туризма за индустриальными и военно-промышленными маршрутами»

Редакция «ФедералПресс» / Долгова Екатерина
Свердловская область
25 ЯНВАРЯ, 2017

Мальцев Михаил Анатольевич

Туризм и гостиничный бизнес
Свердловская область

Лет 15 назад любому путешествующему по Уралу было очевидно: здесь прекрасные горы, реки и леса, интересные исторические и культурные достопримечательности, немало любопытных героев всех времен и народов, колоритная этнография – но нет ни кафе, ни гостиниц, ни туалетов. Выход из тупика в то время видели в привлечении частных инвесторов. Как на самом деле развивалась туристическая отрасль в Екатеринбурге и Свердловской области, что происходит в ней сейчас, рассказал Михаил Мальцев, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма.

Михаил Анатольевич, 15 лет – хороший срок для развития отрасли. Что изменилось за этот период? Совершен ли цивилизационный скачок?

В Екатеринбурге, безусловно, да, а в Свердловской области – пока нет. В городе с 2002 года при активном участии Уральской ассоциации туризма (УАТ) совместно с администрацией разрабатывалась и внедрялась стратегия развития города как туристического центра. В то время далеко не все понимали важность этого направления, кому-то это казалось забавой. Тогда в России не знали, что такое «индустрия гостеприимства». Гостиниц было очень мало, к тому же их номерной фонд был исключительно маленький, и мест во время крупных событий всегда не хватало. Это тормозило развитие города, не позволяло планировать по-настоящему масштабные мероприятия международного уровня. В то же время гостиничная сеть могла расти только при реальной потребности города в ней. Действовать надо было совместно. Развитие туризма началось с того, что энтузиасты и специалисты Уральской ассоциации туризма стали объяснять, зачем отелям нужно взаимодействовать с турфирмами. И за 7-8 лет работы мы проделали такой путь, какой европейские города-миллионники проходили за десятилетие. Существенную роль сыграл в этом аэропорт Кольцово как крупнейший авиахаб, признанный лучшим аэропортом России в 2016 г. За эти годы поток туристов в город вырос в разы. Сегодня в Екатеринбурге представлены гостиничные сети мировых брендов, развитый общепит. Хотя есть и проблемы, например, недостаток номеров невысокого ценового сегмента. В городе работают хостелы и мини-гостиницы, но в случае большого заезда спрос на недорогие номера все-таки превышает предложение. Тем не менее, в целом гостям Екатеринбурга найдется, как добраться, где поселиться и в каких заведениях питаться. Это прекрасный результат. Мы, пожалуй, лишь немножко отстаем от Казани или Сочи.

Получается, что Уральская ассоциация туризма стояла у истоков нового витка развития отрасли в Екатеринбурге. Что помешало добиться такого же результата в Свердловской области?

УАТ – крупнейшая общественная организация в РФ. В ее состав входят самые значительные турагентства и туроператоры, агентские сети; высшие и среднеспециальные учебные заведения, в том числе УрФУ, УрГЭУ; транспортные сети – авиакомпании, аэропорт Кольцово, например; СМИ, среди которых пять ведущих телеканалов. Естественно, она участвует во всех важных и значимых для развития отрасли проектах в регионе, более того, инициирует и продвигает многие из них на всех уровнях. Однако для развития туризма в регионе недостаточно одного-двух инициативных участников, в том числе даже инвесторов. Нужно хорошо отлаженное взаимодействие целого ряда структур: федерации с ее финансированием инфраструктуры туристских объектов; субъектов федерации, которые также должны выделять средства и быть координирующими центрами; требуется полное взаимодействие с теми муниципалитетами, которые задействованы в конкретных проектах, ключевых маршрутах; ключевые участники связки – инвесторы и турсообщество. Вся эта система взаимодействия в Свердловской области работает совершенно недостаточно. В результате у нас серьезные проблемы с реализацией Федеральной целевой программы (ФЦП) развития туризма на 2011-2018 гг., причем это не вопрос нехватки денег у региона, а проблема неэффективного управления.

С каким проектом Свердловская область стала участником ФЦП?

Вхождения в ФЦП удалось добиться группе специалистов-энтузиастов УАТ. Целевое финансирование в соответствии с ФЦП направлено на создание инфраструктуры к проекту «Самоцветное кольцо Урала», который действует в Свердловской области с июня 2015 года. Это брендовый туристический продукт, по которому нас узнают в России. «Самоцветное кольцо Урала» – маршрут длиной 632 километра, который проходит по городам Свердловской области. Проект рассказывает об истории Урала, показывает особенности быта и ремесел жителей разных эпох, знакомит с традициями и обычаям народов, природными богатствами региона. Заказчик может составить собственный маршрут, как лего, комбинируя разные части проекта. Мы сознательно выбрали не развитое южное направление, а пошли в сторону Режа, Алапаевска, Тагила, где у людей есть проблемы трудоустройства. Реализация проекта предполагает и создание новых рабочих мест, и возможность обучения персонала. Проект существенно выходит за рамки просто развития туризма – речь идет о том, как вдохнуть жизнь в довольно крупные населенные пункты.

Какие средства по ФЦП уже выделены Свердловской области и на что они потрачены?

На выделенные 280 миллионов полностью была реконструирована набережная Нижнего Тагила, что дало возможность привлечь и мировую сеть гостиниц, в частности, Парк-Инн, и других инвесторов. Отмечу эффективную работу администрации Нижнего Тагила, Уралвагонзавода как частного инвестора. Красивая набережная изменила облик большого города, он стал более европейским, в нем появились отели, понятные иностранным гражданам. Теперь есть где разместить гостей, в том числе, дипломатов, на таких, например, международных событиях, как Нижнетагильская выставка вооружений. Но нам надо двигаться дальше – строить дороги, кафе, заправки, туалеты, да и другие города должны тоже обновлять свой облик. Для всего этого нужны очередные поступления средств из ФЦП.

На ваш взгляд, развитие проекта под угрозой?

Да, и именно поэтому я стал инициатором ужесточения ответственности за неисполнение или слабую реализацию ФЦП и лично озвучил это предложение премьер-министру Дмитрию Медведеву год назад на заседании правительства в Сочи. Рад отметить, что недавно принято постановление о мерах ответственности органов власти субъектов федерации, которые участвуют в ФЦП. То есть появляется возможность более четко отслеживать исполнение программы всеми участниками, что должно обеспечить четкую работу всей связки. Недавно мне было предложено войти в состав специальной комиссии по контролю за исполнением ФЦП.

Потенциал у региона потрясающий, в этом нет никаких сомнений. Но цифры говорят сами за себя. В 2016 г. внутренний туризм в России «вырос» примерно на 18%, согласно Росстату. В Свердловской области роста почти нет, как нет у нас инвесторов, которые вкладываются в строительство отелей с большим номерным фондом. До сих пор внутренний туризм развивается за счет деятельности профессионального сообщества, ресурсов Екатеринбурга и тех успехов, которые демонстрирует Кольцово. А в самой области, несмотря на активную работу отдельных муниципальных образований, принципиального рывка мы не сделали. Наши ближайшие соседи, не имея наших преимуществ, обгоняют нас именно за счет того, что у них областная власть хорошо взаимодействует с федеральной, с муниципалитетами, и все вместе они эффективно сотрудничают с туристическим сообществом, активно продвигая туристические бренды своих областей на рынке. А у нас слабое взаимодействие не позволяет создать инвестиционный климат, способный привлечь крупный капитал. Не хватает нам лоббистского ресурса для привлечения «длинных» инвестиционных денег.

Как выходить из такого положения? Может ли помочь УАТ?

Мы общественная организация. Не нужно собой пытаться подменить существующие государственные структуры. В Свердловской области на продвижение туризма выделено 55 млн. рублей, это немаленькая сумма. Существует также масса инфраструктурных программ с отдельными бюджетами на эти же цели. Есть штат сотрудников около 30 человек, которые призваны заниматься именно продвижением брендов. Наша функция – общественная инициатива и общественный контроль. В ряде соседних областей с продвижением и брендированием заметно лучше, результат в разы выше, хотя денег выделено меньше: у нас порядка 55 миллионов, а там – 15-20.

Важная задача на 2017 год – налаживание межрегионального взаимодействия для продвижения туристских продуктов на взаимовыгодных условиях. Например, мы едем к челябинцам на озера, кататься на горных лыжах, любоваться знаменитыми златоустовскими клинками, которые защищали Россию еще в позапрошлом веке. А наши соседи едут к нам путешествовать по «Самоцветному кольцу». С Пермской тургильдией мы разработали религиозно-паломнические маршруты по местам Романовых на Урале. На проектах можно объединять и не две, а три-четыре области. Создание потоков таких туристов, в том числе и организованных групп, имеет очевидный плюс: здесь нет дорогой транспортной составляющей, соответственно цена туров невысокая.

Какие направления будут активно развиваться в этом году? Какие задачи предстоит решить в связи с этим?

При обращении в турфирму можно получить полсотни предложений самых разных уральских маршрутов. Приоритетные современные направления – это индустриальная, военно-промышленная и, возможно, религиозно-паломническая тематики. Есть у нас замечательные совместные программы с Уралвагонзаводом, Нижнетагильским металлургическим комбинатом, есть великолепный музей военной техники в Пышме. Напомню, следующий, 2018 год – столетие событий, связанных с царской семьей, так что это направление тоже будет развиваться, поскольку очевидно, что в регионе пройдет немало значимых международных событий, посвященных династии Романовых.

В 2017 г. мы хотим добиться, чтобы наши маршруты фигурировали в межправительственных соглашениях на федеральном и международном уровнях. Это позволит получать гарантированный поток туристов, в том числе зарубежных, китайских, например. Поток дает возможность прогнозировать число туристов, соответственно инвестор может обоснованно рассчитывать объемы инвестиций. Кроме того, становится понятно, сколько и какого персонала требуется обучить. Причем все эти процессы должны идти одновременно, именно поэтому так важно четкое взаимопонимание и взаимодействие между участниками. Нужно и создавать, и продавать, и продвигать, и обучать одновременно. Тогда будет результат.