Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Регионы не должны превращаться в электорально выжженное поле»

Редакция «ФедералПресс» / Алексей Вахрушев
Свердловская область
2 МАРТА, 2017

Еремин Иван Сергеевич

экология и природопользование, Общественная деятельность, СМИ и медиа
Москва

Генеральный директор РИА «ФедералПресс» Иван Еремин – о запросе на содержательную повестку выборов.

Иван Сергеевич, на встрече политических экспертов Уральского федерального округа, которая прошла под патронажем уральского полпреда Игоря Холманских, вы заявили о необходимости формирования особой повестки для предстоящих выборов. Какой вы видите ее?

Президентская кампания, с одной стороны, должна быть эталоном по открытости и легитимности, а с другой – не размывать авторитет и репутацию власти во имя результата. Ее задача – формировать авторитет власти на долгие годы вперед. Для этого необходима содержательная повестка, актуальность которой будет ограничиваться не предвыборным циклом, а необходимостью реальных позитивных изменений и позитивных историй на период даже не в один, а два президентских срока.

Вы считаете, горизонт событий должен распространяться на два срока?

Да, поскольку в вопросах «транзита власти» в 2023 году важно передать социально, экономически и политически устойчивую, динамично развивающуюся Россию. Поэтому сегодня актуальная повестка – это программа развития страны и ее регионов на ближайшие пять-десять лет, и понимание этого накладывает определенные обязательства для организаторов выборов перед обществом и федеральной властью. Необходимо вести кампанию так, чтоб после применяемых выборных технологий и стратегий регионы не превращались в электорально выжженное поле, не подрывался авторитет власти на местах.

Но пока речь идет о кампании-2018. Эксперты уже прогнозируют, что она будет носить референдумный формат. Какой она должна быть с точки зрения стратегии?

Вопрос выборов 2018 года – это вопрос не только о том, как избрать кандидата, но и о том, какой образ будущего страны будет на выборах обсуждаться и потом реализовываться. В этой связи наиболее приоритетным мне видится выбор той повестки, которая будет строиться по принципу «национальный поиск стратегии будущего России» и лично мне представляется в виде программ пятилеток или десятилеток развития конкретных территорий или федеральных округов.

Разве поиск новой объединяющей концепции актуален после появления крымского консенсуса? С того момента тема патриотизма новой волны стала главной скрепой, которую в разной степени использовали все политические силы.

Конечно, легче проводить выборы при наличии «внешнего фактора», то есть ситуации, перед которой можно призвать граждан сплотиться вокруг действующего лидера. Однако создавать его искусственно задачи нет. Если последние годы это была идея большого, глобального патриотизма, то сегодня в силу меняющейся геополитической реальности так называемый крымский консенсус можно заменить на малый патриотизм или концепцию развития своей малой родины. И в этом смысле мы получаем и содержательную программу развития регионов, и объединяющую идею для разных слоев и групп электората.

Как на практике должен выглядеть описанный вами региональный патриотизм?

Назовем это, к примеру, «Проектирование будущего России». Мы говорим не об абстрактных материях, а о конкретных больших проектах. Это может быть «Дальневосточный гектар» в ДФО, возрождение малой авиации в ПФО, строительство керченского моста в Крыму или развитие курортов и особых зон в СКФО. Это позволит удерживать внимание населения за счет обеспечения множественного контакта с проектом на разных этапах его реализации.

В случае с УрФО, где проводилось совещание, может быть полезным построение такой электоральной повестки по окружному принципу. Это более выгодный подход, поскольку такая повестка могла бы укреплять социально-культурные, экономические нити и связи, объединяющие жителей округа.

Тема объединения всегда была болезненна для регионов. Сработает ли на этот раз?

Помню, что 15 лет назад политика полпредства по формированию единого экономического пространства в УрФО с опаской воспринималась в регионах. Сейчас же сами регионы как никогда задумываются о выстраивании межрегиональной кооперации в пределах УрФО. Но сознание населения отстает в этом плане от сознания власти и бизнеса. До сих пор – и это странно – звучат тезисы о приходе в регионы варягов, когда в те или иные органы власти приходят политические управленцы из соседних регионов УрФО.

Поэтому я считаю, что нужно продолжить эту работу по формированию идентичности и выстраиванию единого социально-культурного и экономического пространства на территории округа, и выборная кампания президента могла бы стать новым этапом в развитии этой стратегии. А проектный подход к формированию повестки позволит максимально эффективно вовлекать население в проектирование и реализацию этих программ развития. Значимым моментом является то, что объединение сообществ строится не по политическому или идеологическому принципу – существует настрой на формирование единения различных социальных групп в стране вокруг одной понятной национальной идеи.

Какими ресурсами возможно реализовать эти планы?

Референдумный сценарий, в основе которого лежит проектный подход в определении содержания будущей электоральной повестки, позволит более содержательно подойти к работе с различными аудиториями и задействовать сразу несколько различных форм вовлечения населения в участие в этой политической кампании. При этом использование проектов как площадки и канала нелинейных контактов и внеиерархических связей между населением, властью и политическими лидерами логично может проходить под патронажем губернаторов или полпреда, если проекты будут общеокружными.

Среди форм вовлечения аудитории могут быть сотрудничество с сетевыми сообществами и НКО, совместная разработка сценариев развития регионов или округа. В результате удастся решить те проблемы, которые называл полпред на совещаниях.

Уточните, пожалуйста, какой точно перечень проблем имеется в виду.

Речь идет о повышении политической и гражданской активности за счет повышения интереса к выборам и, как результата, явки. Кроме того, важно грамотно замерять проблемную повестку и в целом конфликтный фон в регионах. Потому что все эксперты отмечают, что ощущается скрытый протест и формируется в целом неосознанное социальное напряжение от нереализованных ожиданий из-за изменения экономической ситуации, которое может привести к неожиданным выхлопам. Я хотел бы акцентировать особое внимание на необходимости постоянного изучения аудитории и ее настроений и мотиваций. «ФедералПресс» занимается подобными замерами давно. Помимо социально-политических рейтингов мы с 2015 года выпускаем доклад «Карта социально-политических конфликтов регионов РФ».

Как будет в итоге вестись работа с этими данными?

Необходимо создание профильных экспертных групп, ориентированных на работу с конкретным типом аудитории. Чтобы преодолеть кризис политического участия, нужно выбрать правильные темы и правильные каналы для коммуникации с разными группами населения. Включение в группу соответствующих экспертов поможет определить более точно и каналы коммуникаций, и темы, и методики.