Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых
Волгоградская область
3 ИЮЛЯ, 2019
В Волгограде, самом протяженным после Большого Сочи, городе России есть крупнейший район, который считается городом в городе, да когда-то и был отдельным поселком. Управлять такой территорией интересный, но непростой вызов – был период, когда за полтора года в районе сменилось шесть глав. В начале июня 2015 в непростое начальственное кресло сел молодой экономист Антон Конин, многие были уверены, что и он станет лишь очередным эпизодом в этой череде не справившихся с нагрузкой и через несколько месяцев уйдет «в связи с переходом на новое место работы». Но Конин продолжает руководить районом, внедряет новые подходы, которые распространяются затем по всему городу, и уверенно смотрит в будущее. Об оптимизации и экологии, о культуре и бюджете, в составлении которого участвуют граждане, а также о работе над ошибками, и о личных качествах, без которых в органах местного самоуправления никак – в интервью «ФедералПресс» с главой района.
Антон Андреевич, Красноармейский район выглядит очень не похожим на все остальные. Некоторые даже считают его чуть ли не отдельным городом. Но в последнее как-то много неприятных новостей про жилой фонд – обрушения, пожары. Аварийное жилье это главная проблема?
– Одна из, но и она решается, как и остальные. А тревожный новостной фон это не более, чем ситуативная благосклонность некоторый части прессы к персонам. Я говорю про тех, кто падок до любого негатива. Им важна не фактическая ситуация, не интересны причины и следствия, они руководствуются только «желтизной» заголовка, чтобы получить «кликабельность» публикаций. У нас же огромный город, миллионник. Если посмотреть сводки диспетчеров, то ежедневно происходит что-то не всегда приятное, причем в разных районах.
Проблемного жилого фонда немало, но и возник он не вчера. Много построек, которые изначально возводились как временные, необходимые для скорейшего решения задачи строительства в районе промышленных гигантов в советское время. По федеральной программе все дома признанные аварийными до 1 января 2012 года, мы расселили. Продолжили эту работу и в рамках муниципальной программы. И уже начинается новая федеральная программа по зданиям, признанными аварийными до начала 2016 года. В этом году она предполагает расселение в Красноармейском всего четырех домов, но это только старт, запуск формализованных процедур. А уже с 2020 года это будет несколько десятков домов, причем перечни сформированы поквартально, что нам очень важно. Потому, что так мы совмещаем федеральную программу расселения ветхого жилья с нашей городской программой развития застроенных территорий. Чтобы после сноса жилых домов не образовались депрессивные территории и пустыри.
Что касается недавних событий, то дело в том, что граждане иногда самовольно устраивают необдуманную, а главное не проверенную и не согласованную специалистами перепланировку. Это порой фатально, особенно для домов с существенной степенью износа. Да, это жилье некомфортно – часто там не было ванных комнат. Но это не дает право собственнику проводить несогласованную реконструкцию и подвергать опасности домочадцев и соседей. Именно так произошло при двух недавних штатных ситуациях в домах № 8 и № 13 по улице Олимпийская. Обрушению вентиляционного канала, которое произошло, в обоих случаях способствовала незаконная перепланировка в одной из квартир.
Что касается особенностей, то это с одной стороны правда, но они есть у всех районов. Да, и сейчас почти любой житель района, когда он едет в центральную часть Волгограда, то говорит, что «поехал в город». Но самом деле, Красноармейский, прежде всего, это промышленное сердце Волгоград. При этом мы совершенно едины с остальными районами и экономически, и логистически, у нас трудовая миграция взаимная. Волгоград это единый организм, только поняв это, мы и будем развивать наш город.
Красноармейский район дает около трети промышленности региона. Нет ли риска, что это снижает благосклонность со стороны города и области, мол, зачем вам много денег, если у вас столько предприятий, которые могут помочь?
– Про область не скажу, но от городской промышленной отгрузки у нас 61 %. Никакой финансовой дискриминации, конечно, нет и быть не может. Есть считаемые нормативы финансирования, есть утвержденное муниципальное задание. Мы живем в едином бюджете города и просим объективно по финансовым возможностям, которые у Волгограда есть.
Сегодня задача не просить больше средств на те зоны, что уже есть, а расширять их, создавать новые. Облагораживать больше общественных пространств, одновременно повышая эффективность обслуживания. Иногда мы выигрываем гранты на благоустройство от наших промышленных гигантов. Району очень повезло с концентрацией социально-ответственного бизнеса на территории! Два крупнейших предприятия региона помогают собственными внебюджетными средствами более чем регулярно по очень широкому спектру вопросов, за что от всех жителей огромное спасибо! И не только они.
А как получилась скандальная ситуация с парком Юбилейный? Правильно ли я понимаю, что сейчас он фактически будет сделан за бюджетный счет заново?
– Напомню, что это было до прихода нашей команды, однако мы не готовили оправданий - мы восприняли это как задачу для решения. Жителям важно чтобы сделали, а не разбираться, кто виноват. Финансирование проблемного на тот момент объекта было не бюджетным, а грантовым. Мы разобрались и поняли, что нерационально надолго бросать стройплощадку в центре заканальной части района. На первом этапе там было выделено 20 млн рублей, что по оценкам всех строительных экспертов для такой территории крайне мало. Если бы вопрос о применимости гранта ставился нам, за эти деньги вполне можно было прилично благоустроить другой парк, например Пионерский.
Рад, что нас поддержало и руководство города по включению Юбилейного данной территории в проекты по программе «городская среда», а еще поддержали жители, которые активно за проект проголосовали! Объективно мы получили окрики блогеров и прессы – там не доделано, тут не доделано. Терпеливо поясняем: это был первый этап, заходим во второй, планируем третий.
Я не буду комментировать историю со следствием и с состоявшимися судебными решениями, не наша компетенция. Но спустя три года полноценная смета на комплексное благоустройство объекта составила около 80 млн. Сегодня полностью выполнена система коммуникаций, проложен поливочный водопровод, проведена оптика для будущего видеонаблюдения, организованы световые точки, начат ремонт плитки. Это был первый этап.
Но главное, понимаем, что парк нужно наполнять. Пока это скорее разгонная полоса для Як-40. Во втором этапе, смонтируем видеокамеры, установим беседки и площадки, продолжим восстановление плиточного покрытия, и что самое важное – осенью посадим 1200 деревьев. И получается практически второй центр района.
А зачем нужен второй центр?
– Любые хорошие общественные пространства нужны. Тем более, что от центра мы удалены на 35 км, но и сам район почти такой же протяженности. Нужно искать и другие точки привлечения интереса! Район у нас один из самых зеленых в городе, наверное, самый зеленый. Но иначе и нельзя, это же экологический противовес промышленному воздействию. У нас есть и природные жемчужины: набережная, озелененный ВДСК, дендрарий, чапурниковская балка. Неспроста в поселке Заря большинство наших многодетных семей хотят получить землю. Роза ветров такова, что эта территория вообще никакого негативного воздействия не испытывает.
Помимо экотуризма, нам есть, чем привлекать не только собственных жителей, но и гостей. Два года назад мы начали такой проект «единый культурный билет» – человек за 800, может, тысячу рублей – приплывает на речном транспорте и с профессиональными экскурсоводами за несколько часов смотрит и монумент Ленину, и Молодежный центр «Ровесник» и Музейно-выставочный центр с картинной галереей и музей Волго-донского судоходного канала и, конечно, наш туристический локомотив - музей-заповедник «Старая Сарепта» (памятник общине европейских колонистов – прим. Ред) и другие культурные объекты. В стоимость входит и обед. Проект придумали к чемпионату мира по футболу, но, к сожалению, судоходство было закрыто. Сейчас планируем развивать.
Как жители ощущают на себе вашу работу?
– Как экономист могу сказать, что все можно выяснит по считаемым показателям. \Есть замеры социологии, которые фиксируют смену тем, волнующих людей. Если что-то выпало из важных, значит, люди увидели подвижки. Субъективно для меня лично важно, что люди стали понимать свою роль в процессе принятия решений. Жители самоорганизуются, у нас очень эффективный совет старейшин с мощными лидерами, молодежный совет, у нас работают и приносят пользу общественные префектуры. И развивающееся сейчас в регионе инициативное бюджетирование нас очень радует. Именно у людей важно спрашивать, какие вопросы самые насущные, чтобы затем уже находить варианты как их решить через бюджетные или иные ресурсы.
А бюджеты принимают депутаты, причем разного уровня. Знаю, что у вас есть некий совет депутатов. Команды раздаете?
– Ни в коем случае. Мы назвали это рабочим названием «парламентский час». Идея очень простая – не переводить килограммы бумаги, забрасывая друг друга корреспонденцией и запросами, а обмениваться самым важным лично, формируя попутно ответы себе и жителям. Именно депутаты одно собирают информацию от жителей – это своеобразная социология ситуации. Мы это сопоставляем, обсуждаем и предлагаем дальнейшие шаги. Когда реализуем, тоже обсуждаем. Но никаких отчетов, только здоровый диалог. Участвуют и городские и областные депутаты и партийность в этой работе не столь важна.
Район по результатам последних электоральных кампаний самый плюралистичных – у вас единственных депутаты от всех партий, есть и беспартийные. Как это объяснить?
– Очень просто – таково волеизъявление избирателей. Жители проголосовали, а наше дело - наладить с избранниками конструктивный диалог
Что изменилось в вашем личном понимании работы главы района? Вы ведь приходили без соответствующего опыта, что, как выяснилось за эти четыре года, оказалось иным?
– Общее понимание и видение ситуации оказалось правильным, неожиданностей не было. А то, что прежде работал в промышленности, сыграло мне на руку в части выстраивания диалога с нашими производствами. Не могу сказать, что как-то трансформировалось мое сознание или принципы. Муниципальная служба – это определенная система ограничений. Здесь другая зона ответственности – ты отвечаешь не за финансовый результат, не за достижение целей компании, а отвечаешь за социальную удовлетворенность жителей. То есть нужен был разворот от планирования финансово-экономических показателей к социально-экономическим. Это целеполагание надо было, прежде всего, осознать.
А стал ли Красноармейский для вас своим, вы же не были его жителем?
– Но сейчас живу. У меня дед много лет здесь проработал на одном из крупнейших предприятий. Я в детстве часто здесь бывал и не считаю район чужим. А сейчас живу и постоянно общаюсь с людьми. Ко мне и в трамвае подходят, в котором я реально езжу –
Пока проблему пробок на мосту ВДСК мы еще не решили, приходится пересаживаться из автомобиля. Очень много я сам от жителей слышу, что нужно сделать, и мы это воплощаем.
На каких принципах вы строили команду, многих ли пришлось менять?
– Конечно, тут нужен особый склад людей. Мы начинали с анализа эффективности затрат, в том числе и на персонал. Но это не оптимизация ради оптимизации, а попытка работать в проектном ключе. К примеру, мы полностью перенесли сервисную функцию на отдельное муниципальное учреждение, сократились по части количества муниципальных служащих, которые выполняли поддерживающую функцию, централизуем закупки по учреждениям, транспорт, содержание зданий. Экономия, может быть, не такая уж огромная – около 1,7 млн в год. Но это как смотреть. Например, тысячу деревьев посадить можно.
Еще мы стараемся менять стиль общения с людьми с бюрократического на клиентоориентированный. Вместо переписки лучше провести выездные приемы, использовать информацию тех же общественных префектур и депутатов. Неспроста, у нас почти 50 % персонала поменялось. Помимо профессиональных навыков нужна открытость к людям и психологическая устойчивость. Понимание, что за достаточно скромную зарплату нужно работать иногда по 12, а часто и больше часов в день. Равнодушных в администрации не осталось. Это точно.
Каких результатов рассчитываете добиться? Каким видите Красноармейский, скажем, через 5 лет?
– Больше зелени и парков. Больше улыбок и культурных мероприятий. Еще больше промышленных предприятий. Тут у соседей не должно быть никакой ревности, мы ведь работаем в едином организме, родном городе-герое Волгограде. И потенциал еще очень велик – учитывая резервы мощностей по электроэнергетике, теплоэнергетике, и логистические возможности – в районе можно «приземлять» технологические и промышленные парки. Конечно это должен быть уже поддерживающий цикл, без вредной экологической состоящей.
Также, мы видим Красноармейский логистическим центром. Проект южного обхода Волгограда открывает большие перспективы. А главное, на что я рассчитываю, во что верю – довольные жители. Люди, которые не захотят отсюда уезжать. Других задач и быть не может».
Фото: личный архив Антона Конина.