Перед выборами губернатора Волгоградской области в 2014 году нескольким районам из Корпорации развития региона были выделены средства на благоустройство. Досталось 20 миллионов и самому южному району Волгограда – Красноармейскому. Но спустя четыре года на благоустройство аллеи выделено еще почти 25 миллионов. О том, почему именно этот район стал камнем преткновения и «черной дырой» – в материале «ФедералПресс».
С чего все начиналось
В 2014 году состоялись выборы губернатора Волгоградской области. После ухода Сергея Боженова большинство жителей региона восприняли весть о новом руководителе с большим воодушевлением. За некоторое время до дня голосования появилась информация о том, что власти готовы предоставить средства на благоустройство. Районы выдвинули свои проекты, выбрав в них одни из главных и посещаемых мест.
Представил свой проект и Красноармейский район, выбрав для благоустройства пустырь на улице 50 лет Октября, на котором начиналось строительство многоэтажного дома. Предполагалось, что аллея будет выводить к самому большому памятнику Ленину, расположенному на берегу Волги. Спустя некоторое время на стене кабинета главы администрации (на тот момент Вячеслава Дьякова, – прим. «ФедералПресс») в рамочке красовался грант стоимостью 20 млн рублей.
На выделенные средства предполагалось провести расчистку местности, вырубку части деревьев, подготовку площадки, мощение плиткой, установку поливочного водопровода, скамеек и урн. Венцом аллеи должны были стать три фонтана сухого типа с подсветкой. Освещение и озеленение не предполагалось.
Почему именно 50 лет Октября
Еще на тот момент у некоторых депутатов как региона, так и города возникал вопрос к выбору площадки. Было несколько вариантов, требующих гораздо меньших усилий и затрат (в том числе и временных) для приведения в порядок.
Например, предлагалось провести работы в парке Пионерском, где были уже поливочный водопровод, заасфальтированные дорожки, столбы освещения, а также кустарник и деревья. Стоит отметить, что это место расположено между несколькими жилыми кварталами, школой и оживленной дорогой. Иными словами, парк мог стать снова посещаемым, а проект его благоустройства на момент получения 20 млн был готов.
Предлагалось закончить благоустройство набережной Красноармейского района (позже названной Севастопольской). Напомним, благоустройством этого объекта гордились не только депутат Госдумы Ирина Гусева (на тот момент глава города), но и Андрей Косолапов.
Однако благоустройство было проведено только от шлюзов до памятника Ленину, а часть объектов осталась просто нетронутой.
Некоторые общественники предполагали, что при выборе именно аллеи на 50 лет Октября Вячеслав Дьяков руководствовался несколькими причинами. Одним из них назывался офис, который находился на этой улице. В этом помещении не только принимали плату за ЖКУ, но также оттуда осуществлялось руководство несколькими управляющими компаниями, к которым имели отношения родственники и близкие друзья главы района. Сам Вячеслав Дьяков с завидной регулярностью находился в этом офисном помещении, а после отставки был там ежедневно, принимая участие в руководстве и управлении компаниями. Учредителями этих фирм являлись его родственники.
Жители отмечали, что на 50 лет Октября будет темно (освещение не предусматривалось проектом), а также ветрено (особенно зимой). При этом летом в аллее также практически невозможно находиться – тени нет по всему периметру.
Как поделили средства и как строили
С момента распределения средств и началась серия вопросов, которая привела к уголовному делу сразу по нескольким статьям. Стоит отметить, что средства выделялись не напрямую, а через еще один фонд в Красноармейском районе. Каких-либо торгов или конкурсов не проводилось, а получатель был выбран главой фонда и Вячеславом Дьяковым. Впрочем, такой метод определения компании-изготовителя, как оказалось позже, был вполне объясним.
Так, индивидуальный предприниматель Александр Мунин получил на свой счет полную сумму гранта еще до начала работ – все 20 миллионов. Отметим, что опыта проведения таких работ у него не было, а основными видами деятельности были вывоз мусора и обслуживание управляющих компаний. Примечательно, но Александр Мунин в сфере ЖКХ работал ровно с теми же компаниями, в офисе которых находился Вячеслав Дьяков. Сам проект договора исключал фактическое влияние администрации на работу подрядчика, оставив ей лишь рекомендательную функцию.
Начало работ прошло со значительным отклонением от графика. На тот момент уже было понятно, что Красноармейский район не справится с задачей, поставленной губернатором. И это несмотря на неожиданное изменение проекта благоустройства – вместо трех фонтанов остался один.
Каким-то образом вместо положенного количества деревьев были вырублены практически все, что окончательно превратило это место в степь. Далее начались работы по планировке участка, которые закончились не совсем удачно, – перепады остались. Несмотря на наличие в проекте благоустройства клумб, щебнем была покрыта почти вся площадь, включая даже ту, где мощение плитки не предусматривалось. Иными словами, клумбы тоже завалили щебнем.
Плитка и бордюры вызвали вопросы по качеству. После транспортировки часть покрытия оказалась просто расколота. Стоит отметить, что сам бордюрный камень эксперты называли садовым, а местами он устанавливался в песок – без бетонной опалубки.
Работы велись достаточно регулярно, хоть и малым количеством рабочих, состав которых регулярно менялся. Шло благоустройство и зимой. Рабочие трактором и солью пытались бороться с замерзшей землей и льдом, чтобы потом на это место укладывать плитку. Были попытки поставить палатки, чтобы отогревать землю, но их просто уносил ветер, который практически не стихает на 50 лет Октября.
Проверяющие и следствие
Первыми тревогу о таком благоустройстве забили общественники, которые обращались к депутатам, контролирующим органам и СМИ, чтобы привлечь к аллее внимание.
Например, на объект приезжал депутат городской думы Дмитрий Крылов, который, осмотрев работы, отметил, что «даже гастарбайтеры могут протянуть веревочку, чтобы бордюры стояли по прямой». На аллее так не получилось.
Более того, укладка плитки в зиму дала о себе знать, и при первой оттепели она провалилась (местами до полуметра), а единственный фонтан треснул и поработал всего один раз – потому что был неисправен.
Менялись главы районов. На место Вячеслава Дьякова пришел Александр Плевин (на тот момент экс-директор «Сарептской Мельницы»). Он проводил ежедневные планерки с подрядчиком, контролируя ход работ. При этом новый глава района приглашал на подобные заседания всех желающих, стремясь сделать этот процесс более открытым.
«Это так просто не кончится. Мы все еще будем давать объяснения по этому поводу. И не раз», – заявлял Александр Плевин на планерках, пытаясь исправить ситуацию, оставленную ему Вячеславом Дьяковым.
После Александра Плевина на должность главы Красноармейского района пришел Антон Конин. Если не вдаваться в подробности, то можно привести всего одну его цитату о подаренных району перед выборами губернатора Волгоградской области 20 миллионах рублей. «Район не будет брать на баланс данный объект, так как туда необходимо вложить значительные средства, которых нам просто не выделят», – отметил Антон Конин.
Спустя некоторое время в отношении Александра Мунина было возбуждено дело по факту мошенничества в особо крупном размере и подделке документов.
Что дальше
А дальше события, подтверждая теорию цикличности времени, вернулись в начальное положение. Стало известно о том, что на эту аллею снова выделяют средства – еще 24,5 млн рублей.
За эти средства надо заново спланировать территорию, уложить тротуарную плитку, провести поливочный водопровод, привести в порядок и запустить единственный фонтан. При этом на общественных слушаниях было отмечено, что от выполненных ранее работ придется избавиться – дешевле сделать заново, чем попытаться довести до ума имеющееся (включая лавочки и урны, – прим. «ФедералПресс»). Но есть и положительные изменения – предусмотрено освещение и озеленение.
А что Мунин?
Некоторые СМИ пишут о том, что Александр Мунин осужден на семь лет и находится в колонии-поселении. Это не совсем так. Он действительно признан виновным судом первой инстанции, но обжаловал решение.
Сейчас он находится на свободе, продолжая заниматься привычным бизнесом, обжалует наказание, практически не признавая свою вину. Денежные средства были возвращены только по факту отсутствия поливочного водопровода, что составляет около 200 тыс. рублей из 20 выделенных миллионов.
Как отмечалось ранее, судебные тяжбы в отношении Александра Мунина продолжаются, не затрагивая Вячеслава Дьякова. А новые 24,5 млн рублей предстоит освоить до октября 2018 года.
Эксперты отмечают, что судьба и этих 24,5 млн рублей будет очень схожа с предыдущими 20 миллионами – подрядчики не уложатся в срок. Как будет обстоять дело на самом деле и сколько еще раз надо выделить средства, чтобы наконец-то дать жителям аллею для прогулок, – неизвестно.