Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
9 МАРТА, 2020
Это интервью началось нестандартно: первый вопрос последовал не от журналиста, а от самого спикера – секретаря Общественной палаты России Лидии Михеевой. Символично, что разговор состоялся не в Москве, а в регионе – в столице Зауралья Кургане, во время первого в этом году форума «Сообщество», после погружения в жизнь обычных людей, которые находятся далеко от Садового кольца и которые своими силами, порой на голом энтузиазме несут добро землякам.
— Вам нравится в Кургане?
Это мой родной город. И то, что нам с вами удалось встретиться именно здесь, мне кажется символичным.
— Тогда я очень рада, что мы с вами все-таки встретились.
Спасибо вам за эту встречу. Признаюсь, для меня было немного неожиданно, что Общественная палата России выбрала именно Курган для проведения форума по теме инвестиций в соцсферу. Я уехала из него почти пять лет назад…
— Изменилось что-то здесь?
Если честно, нет. И это не только моя оценка, но и оценка многих моих знакомых, с которыми я общаюсь.
— Вот поэтому мы и здесь. После того как в послании президента были озвучены масштабные социальные изменения, мы хотим вместе со всеми гражданскими активистами мониторить реализацию этих мер. Мы хотим понимать, как будет реализована социальная часть послания, потому что президент говорил именно о том, что людей больше всего волнует: как остаться жить в родном селе, в родном городе, где человек будет работать, где будут учиться его дети. На площадке форума состоялся откровенный диалог, и, я думаю, он будет продолжен.
По итогам года Общественная палата России формирует ежегодный доклад о состоянии гражданского общества, в котором мы проанализируем и отразим информацию из всех регионов. Да, есть регионы с хорошей бюджетной обеспеченностью, но есть регионы, где ситуация не очень и где важно не только обеспечить правильное расходование федеральных бюджетных средств, но и наладить диалог между властью и обществом. Считаю важным для начала спросить граждан, что они хотели бы улучшить в своем регионе, то есть, повторюсь, идти нужно от запросов людей.
Здесь трудно спорить, но мы слышали позицию местных властей: денег просто так не дадим, посмотрим, стоящий ли проект предлагаете. Но охрана госграницы общественной организацией, пусть даже это будут казаки, как предложил губернатор, на мой взгляд, сомнительная вещь.
— Вы знаете, гранты – это все-таки бюджетные деньги. Если жители области выбрали свою власть, значит, они ей доверили областные деньги. Здесь, опять же, должен быть диалог. Граждане хотят заявить о своих нуждах, о своих проблемах, о приоритетах, с одной стороны, а исполнительная власть, с другой стороны, обладая всей необходимой информацией, владея ситуацией о сопредельных регионах, о миграции, о ситуации в приграничных районах, действительно может корректировать эти пожелания, уточняя приоритеты.
Вы с оптимизмом смотрите на то, что у НКО появится возможность получать социальный заказ, участвовать в закупках? Довольно сложно представить, как будет строиться этот процесс, – НКО все-таки не бизнес, а бизнесом заниматься нужно уметь. И, кроме того, одно дело – заниматься социальной деятельностью в Москве, другое – в таких скромных регионах, как Курганская область.
— В последние 5–7 лет наметился тренд именно в эту сторону. Федеральные власти видят в этом перспективу, и Министерство финансов на форуме подтвердило это: социальный заказ будет размещаться на конкурсной основе. Условно говоря, органы власти готовы предложить вам на выбор несколько вариантов получения дополнительного образования или организации досуга для вашего ребенка. Эти услуги могут оказываться государственными и муниципальными досуговыми учреждениями, либо НКО, либо каким-то предпринимателем. Вам выдается сертификат на оплату этих услуг из бюджета, и вы выбираете ту организацию, которая вам больше всего нравится, о которой вы уже слышали, и вы уверены, что именно там вашей семье будет оказана качественная услуга. Это продуманная концепция, и это позволяет гражданам выбирать качественные услуги, а тех, кто их оказывает, стимулирует повышать это качество. Один из путей развития НКО мы видим как раз в этом направлении.
Кроме того, есть так называемые краудфандинговые проекты, когда НКО привлекают финансирование из разных источников. И в итоге набирается определенная сумма, которой достаточно для старта процесса и привлечения энтузиастов. Но вместе с тем не всегда для реализации хороших проектов нужны большие деньги. Достаточно иметь руки и ноги и желание – например, здесь, на форуме, мы ознакомились с одним из проектов, в котором ребята занимаются раздельным сбором мусора без какого-либо серьезного бюджета.
В советские годы нечто подобное сегодняшнему волонтерству (хотя и с идеологическим окрасом) было — тимуровцы те же. Но в 1990-е люди думали больше, как бы самим прожить, не до помощи другим. Что способствовало, на ваш взгляд, такому серьезному росту третьего сектора в 2010-х?
— Я думаю, дело прежде всего в уважении со стороны государства к третьему сектору, к активной части населения, к их социально полезной деятельности. Это взаимовыгодная дружба, поскольку некоммерческие организации часто помогают не только решать какие-то социальные задачи в муниципалитетах, в регионах, они еще и помогают увидеть проблемы и показать органам власти, с чем нужно работать. Мне кажутся не пустыми слова о том, что диалог между властью и обществом налажен. Во всяком случае, мы его сегодня наблюдали точно.
Во всех регионах одинаково или все-таки есть где-то проблемы?
— Не везде, конечно, все хорошо складывается. Есть регионы, в которых чувствуется напряжение. Но я думаю, что губернаторы услышали в послании президента мысль о том, что в центре внимания государства должен быть человек. Это абсолютно верно. Это и есть социальное назначение государства.
А что такое социальное государство? Многие до сих пор считают, что таким был СССР.
— В рамках обсуждения конституционных поправок мы долго дискутировали на тему социального государства. На мой взгляд, это государство, которое видит человека, которое думает о человеке. Поэтому в поправках, например, появилась формула «адресная социальная помощь», появилась поддержка гражданского общества.
На одной из встреч с президентом рабочая группа по подготовке поправок к Конституции предложила внести норму о поддержке волонтерства и добровольчества. Президент поддержал эту инициативу. Это, на ваш взгляд, победа гражданского общества?
—Я вам даже больше скажу: на последних встречах мы обсуждали более широкую формулировку. Она звучала примерно так: развитие и поддержка всех институтов гражданского общества, включая добровольческие, волонтерские и другие некоммерческие организации. Рабочая группа рекомендовала закрепить это как полномочия правительства РФ. Что в реальной жизни это будет означать? Это значит, что будет обеспечиваться поддержка третьего сектора – и финансовая, и имущественная, и налоговая, может быть, поддержка в виде инвестиций. Но самое главное – то, что такие полномочия, такая обязанность появится у исполнительной власти.
То есть НКО смогут претендовать не только на получение грантов, но еще и на какую-то дополнительную поддержку?
—Будет продумана система льготирования, система налоговых вычетов, целостная система, которая облегчит жизнь НКО. И это важно: ведь даже если в некоммерческой организации всего три работника, ей приходится платить НДФЛ, делать взносы в фонд соцстраха, нести дополнительные обязательные расходы, которые съедают имеющийся небольшой объем финансирования. Я думаю, после изменения полномочий правительства в этой части мы увидим, как будут меняться и другие федеральные законы в развитие этой мысли.
А Общественная палата как-то будет участвовать в разработке этих законов? Собственно, кому как не вам заниматься подготовкой почвы.
— Да, конечно. Ведь на встречах с президентом мы услышали одну важную мысль – ничего нельзя потерять, ни одной поступившей от граждан поправки. Если есть возможность реализовать пожелание граждан в других федеральных законах, не в Конституции, это надо сделать. Эта работа сейчас ведется в Общественной палате России. Группа наших коллег занимается анализом всех обращений, пожеланий, народных поправок. После того как процесс принятия конституционных изменений завершится, мы начнем формирование законодательной инициативы по изменению других федеральных законов.
Как вы считаете, институт общественных палат оправдывает себя?
—Мы наблюдаем рост интереса граждан к институту общественных палат. Думаю, все зависит от самих жителей региона. От них самих зависит, будут ли общественные палаты эффективными.
Сейчас идет формирование нового состава ОП РФ. Эта процедура пройдет в полном соответствии с федеральным законом. Думаю, многое зависит и от СМИ: если об общественных палатах будут рассказывать, то интерес к их формированию будет еще больше.
Общественная палата России предоставила рабочей группе площадку для обсуждения предложений президента и, как оказалось, множества тех, что поступали из регионов от совершенно разных социальных групп. Вы ожидали, что будет такой ажиотаж (если так можно сказать, конечно, об этом процессе)?
—Я бы не назвала это ажиотажем. В ОП РФ поступило около тысячи писем и обращений от граждан и организаций, из них порядка 400 содержали конкретные предложения по поправкам. Нет ничего удивительного в том, что граждане страны принимают участие в обсуждении основного закона – ведь речь идет об их будущем, о будущем их семей. Меня радует, что люди оказались неравнодушны к этой инициативе президента.
Для вас, как и для большинства из тех, кто также вошел в состав рабочей группы, это был первый опыт, по сути, написания части Конституции. Что дал этот опыт лично вам?
—Я давно занимаюсь законопроектной работой, но такой опыт трудно с чем-то сравнить. Огромная ответственность, высокий уровень профессионального обсуждения, громадный общественный интерес.
Вы возглавили Общественную палату России относительно недавно – всего два с небольшим месяца назад. Как это повлияло на вашу жизнь?
— Коллеги доверили мне эту работу, и я благодарна им за это. Стараемся вместе выполнять задачи, которые закон ставит перед палатой.
Фото: пресс-служба Общественной палаты России