Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Барков
Пермский край
27 ИЮЛЯ, 2020
Председатель Избирательной комиссии Пермского края в интервью «ФедералПресс» подвел итоги общероссийского голосования в регионе и рассказал о подготовке к губернаторским выборам, назначенным на 13 сентября. Он заверил, что все будет максимально открыто, а все процедурные моменты будут соблюдены от А до Я.
Игорь Сергеевич, в ходе нашей предыдущей встречи мы говорили об общероссийском голосовании: что планируется сделать, как оно будет проходить. И договорились подробно обсудить выборы губернатора. Но давайте по порядку. Голосование прошло. Все ли из того, что планировалось, удалось реализовать?
— Без преувеличения, общероссийское голосование стало уникальным событием. И не только в плане решаемых вопросов внесения поправок в Конституцию, но и по появлению новаций в избирательном процессе. Ведь задача стояла нетривиальная – обеспечить безопасность наших граждан при проведении голосования, а значит предусмотреть различные альтернативные формы голосования, при этом полностью обеспечить легитимность процесса. И все это в крайне короткий период времени.
Прежде всего пандемия коронавируса потребовала особых мер безопасности. Нельзя было допускать скопления людей на участках для голосования, поэтому были задействованы новые формы голосования. Впервые можно было голосовать на протяжении семи дней. Уникальностью процедуры стало волеизъявление не только на традиционном участке, но и на придомовой территории. Это оказалось очень удобной и востребованной формой, что подтверждается статистикой: у себя во дворах в Прикамье проголосовали две трети участников общероссийского голосования. При этом важно было сохранить основные принципы работы избирательного участка – тайну волеизъявления, четкий регламент работы со списками избирателей и бюллетенями, исключение двойного голосования. Все это в кратчайшие сроки было прописано ЦИК России и вопросов со стороны экспертного сообщества не вызвало.
Очень положительные отзывы о выезде комиссий для организации голосования мы получили от жителей тех населенных пунктов, в которых нет избирательного участка. Раньше мы обеспечивали их транспортом для доставки в соседний населенный пункт с помещением УИК. Но, безусловно, практика показала, что всем голосовать рядом с домом удобнее. И даже данные активности избирателей в таких населенных пунктах говорят сами за себя – там явка существенно выше, чем средняя по краю.
Также был максимально расширен перечень оснований для голосования на дому. Им тоже активно пользовались не только лица преклонного возраста, маломобильные граждане, но и матери с детьми, лица, находящиеся на самоизоляции, да и просто те, кому удобнее проголосовать, не выходя из дома. Отмечу, что около пяти процентов избирателей воспользовались такой возможностью.
Естественно, эти новые формы голосования потребовали соблюдения двух важных моментов – безопасности при проведении и соблюдения всех стандартов как на избирательном участке. Вне зависимости от формы голосования мы выдавали гражданам набор безопасности – маски, перчатки, ручки, а члены УИК были облачены в халаты и защитные экраны; процедура четко соблюдалась по всем канонам, вплоть до запечатывания в присутствии наблюдателей и сотрудников полиции итоговых списков и бюллетеней в сейф-пакеты.
Как обычно, мы слышали много критики по поводу таких форм голосования. Причем не от экспертов с обоснованным видением ситуации и опытом, а от тех, кто оторвал пятую точку от дивана и по принципу Старухи Шапокляк получил новую почву для хайпа. Люди живут в другой реальности, не понимают, что новые времена требуют новых решений и жизнь не может стоять на месте. И при соблюдении требований закона и безопасности мы должны идти к людям и создавать для них комфортные условия волеизъявления.
Подтверждением, что новые формы голосования оказались востребованы нашими гражданами, а именно для них мы и работаем, служит то, что с момента голосования прошло меньше месяца, а они в той или иной мере уже перетекли в федеральное избирательное законодательство. Это очень правильные поправки. Апробированные на голосовании технологии не вызвали ни одной обоснованной претензии. Теперь они – закон, и мы будем им активно пользоваться.
Отмечу также, что эти решения принимались коллегиально: ЦИК активно практикует совместное с региональными избиркомами обсуждение всех новаций, что, несомненно, позволяет избежать разного рода ошибок с учетом наработанных практик с территорий. Для этого существуют и Совет председателей региональных избиркомов (Игорь Вагин входит в его состав. – Прим. ред.), ежегодные большие семинары и различные тематические совещания, которые по понятным причинам в последнее время в основном проходят в удаленном формате. Это к тому же сплачивает систему избирательных комиссий страны.
В критике голосования выделялся посыл, что после него последует ухудшение эпидемиологической обстановки, однако даже президент России Владимир Путин подчеркнул, что «голосование по поправкам в Конституцию РФ не привело к вспышкам заболеваемости коронавирусом». Что способствовало этому?
— Статистика показывала, что эти опасения были напрасны. И, думаю, этого и не могло случиться, учитывая, какие рекомендации были даны ЦИК и Роспотребнадзором. Принятые меры предосторожности назывались избыточными, но нет ничего дороже здоровья людей. Поэтому избирателей и членов комиссий мы снабдили необходимыми средствами защиты. Накануне голосования тестирование на коронавирус прошли порядка тысячи членов комиссий – все результаты были отрицательные. Информации о заболевших после голосования членах комиссий у нас также нет. Самое главное – мы обеспечили безопасность голосования.
К сожалению, после выборов мы слышим мало слов благодарности в адрес наших рядовых членов УИК – учителей, врачей, пенсионеров, активной молодежи. Попробую это частично компенсировать. Я хочу тепло и искренне поблагодарить всех шестнадцать тысяч членов участковых и территориальных комиссий Пермского края, которые, несмотря на тяжелейшие условия труда, причем как физические, так и психологические, все же посчитали для себя делом чести обеспечить право проголосовать гражданам Пермского края. И при этом у них была возможность не выйти на работу в нынешних условиях. Среди них были люди преклонного возраста, люди из групп риска, но они проявили смелость и посчитали для себя правильным принять участие в организации исторического события, проделать большую и важную работу. Они уже записали свои имена в историю. Им будет что рассказать детям и внукам.
Кроме угрозы распространения COVID-19, у критиков процедуры было много вопросов к голосованию во дворах.
— Голосование во дворах оказалось для нас самой сложной задачей, но мы ее выполнили. Процедура полностью соответствовала требованиям законодательства: была соблюдена тайна голосования, обеспечен понятный, прозрачный контроль за хранением бюллетеней и тем, чтобы избиратель не смог проголосовать дважды. На мобильном участке присутствовали минимум два члена комиссии и наблюдатели, которых краевая общественная палата подготовила в количестве более восьми тысяч человек. Всего мы осуществили более тринадцати с половиной тысяч выходов избирательных комиссий во дворы и в частный сектор и ни одной подтвержденной жалобы на их работу не получили.
В то же время у нас остались вопросы к ряду глав муниципальных образований, которые обязаны были обеспечить комиссии достойными условиями работы, но не всегда сделали это. И в дальнейшем с таким отношением мы не будем практиковать форму подворового голосования без должного обеспечения нормальных условий для членов комиссий и голосующих. Скорее мы укрупним точки, где будут работать мобильные избирательные участки. Например, мы расположим их в частном секторе, где зачастую добираться до помещения УИК проблематично и далеко, и там, на удобных площадках с оборудованными палатками, такие мобильные участки будут возможны. Это же касается и новых микрорайонов многоквартирных домов, где помещения УИК традиционно расположены достаточно далеко. В общем, у нас появилась возможность приблизить полноценный избирательный участок ближе к избирателю.
Вас устроила явка в 52 процента?
— Явка – это почему-то по старинке главный критерий успешности избирательной кампании кандидата или голосования, особенно если эта кампания носит референдумный формат. Повторю, мы решали две ключевые задачи – обеспечение безопасности и соблюдение законности и легитимности голосования в новых условиях. И они, по мнению экспертов, высказанных на итоговом заседании крайизбиркома, выполнены.
Что касается пресловутой явки, то я скажу, может, парадоксальную вещь, но явка как таковая перестает быть единственным критерием интереса избирателя к праву влиять на формирование органов власти и принимаемые ими решения. Сейчас с развитием цифровых технологий появились новые возможности – как влиять на формирование органов власти, так и, самое главное, на реализацию ими приоритетных для конкретного жителя задач. Появляется, если хотите, более прямая форма волеизъявления, возможность решать конкретные проблемы более доступно и эффективно. Сегодня у нас есть порталы «Госуслуги», «Управляем вместе», в соцсетях можно напрямую обратиться к руководителям самого высокого уровня и получить обратную связь. Больше нет острой нужды в своем представителе в органах представительной власти как посреднике между избирателем и чиновником. Поэтому явка снижается везде – в Кишерти, в Перми, в России, во всем мире. А обороты набирают совсем иные формы выражения общественного мнения. И те, кто это понимают, имеют преимущество.
И если уж говорить про выборы, то мы в следующем году, вероятнее всего, выйдем на дистанционное электронное голосование. Нас ждут во многом изменившиеся подходы как в сфере работы штабов кандидатов, так и в сфере работы избиркомов. Изменятся и формы восприятия со стороны избирателей, что даст нам и экономию бюджетных средств, и исключение человеческого фактора. При этом повысится прозрачность процесса, скорость подсчета голосов и возрастет активность «спящих» избирателей, которые в традиционных формах голосования обычно не участвуют. Но, что важнее всего, как главный результат – увеличится доверие к итогам выборов.
Это цифровизация так сильно влияет на процесс голосования?
— Выборы – консервативная история. Но мы с вами живем в новую электоральную эпоху. Посмотрите, сколько копий было сломано вокруг новаций общероссийского голосования. Поэтому внедрять новые технологии в избирательный процесс надо поступательно. Иногда лучше подождать или даже сделать шаг назад, пока новые технологии не будут полностью освоены избирателями, членами комиссий, экспертами, пока они не станут для них привычными, пока они не начнут вызывать тотальное доверие. Ведь доверие к результатам и легитимность итогов – ключевые задачи избирательного процесса.
Однако нельзя отрицать тот факт, что ситуация с коронавирусом, требующая соблюдения санитарной дистанции, безусловно ускорила процесс внедрения цифровых технологий во всех сферах, в том числе и у нас. Но Пермский край и избирательные комиссии были готовы к вызовам времени. В результате жители Прикамья уже на общероссийском голосовании могли на портале «Госуслуги», не выходя из дома, выбирать удобный избирательный участок. Кроме того, Пермский край в это году стал площадкой для тестирования технологии сбора подписей на «Госуслугах» в поддержку кандидатов-самовыдвиженцев.
В ходе беседы мы перешли к выборам губернатора. Сегодня, когда говорят о них, чаще всего вспоминают о наличии одного фаворита и прогнозируют, что вы зарегистрируете выдвиженцев всех парламентских партий. Якобы это – обязательная программа. Вам не видится здесь давление на избирком?
— Давить на избирком – это уже моветон, тем более через разные каналы диванных аналитиков, распространяющих информационный мусор. Муниципальный фильтр есть, и это – данность. Обсуждать его плюсы и минусы смысла уже нет, тут тонны литературы написано. Муниципальный фильтр закреплен в законе, и мы с таким же успехом можем обсуждать на кухне перипетии погоды, но факт при этом останется фактом. Здесь важнее иное – готовиться к этой процедуре, проявлять уважение к муниципальным депутатам, делать их частью своей команды заранее, а не появляться перед ними в день сбора подписей как красно солнышко, напоминая им об их партийной принадлежности. Ведь они по большей части лучше понимают специфику развития своей территории и пользуются большим авторитетом жителей, чем иной желающий стать губернатором кандидат. Очевидно, что такие действия – это не подход лидера команды, претендующего на роль главы региона.
Если кандидат планирует стать главой одного из крупнейших регионов России, то уж как минимум 102 муниципальных депутата должны его знать и всегда быть готовы поддержать, если, повторюсь, кандидат не появился неожиданно, как черт из табакерки, заявив о своих планах баллотироваться от одной из партий прямо накануне старта кампании.
Грустные же рассказы горе-штабистов о каком-то давлении на местных депутатов – просто проявление неуважения к ним. А ведь они знают себе цену и никогда на такое давление не поддадутся, да еще и жару дадут тем, кто пришел к ним с подобного рода предложениями.
Что же касается нас, мы – правоприменители, нас не волнует субъект выдвижения кандидата. Принес необходимые документы на регистрацию, с ними все в порядке – пожалуйста, в бюллетень для голосования, и пусть жители Пермского края делают выбор. Если у кого-то не хватит подписей или у кого-то они окажутся сдвоенными – этот кандидат зарегистрирован не будет, какую бы партию он ни представлял. Их права равны, выдвижение от парламентской или непарламентской партии преференций не дает. В этом и заключается равенство всех перед законом.
Могу обещать одно и главное – все процедурные моменты будут соблюдены от А до Я, мы будем фиксировать на видео все от начала и до конца: процесс сдачи подписей, их упаковки и размещения в сейфе. А их проверку мы проведем в присутствии всех желающих – экспертов, журналистов, кандидатов, членов их штабов. Все будет максимально открыто.
Штабы любят обвинять в своих недоработках избиркомы. Не боитесь, что на вас начнутся нападки с обвинениями в использовании «административного ресурса»?
— Слушайте, это уже не модно – не способному оформить и представить необходимые для регистрации подписи и документы юристу или кандидату обвинять не себя, а всех вокруг, и прежде всего комиссию. Мы к этому относимся философски и даже с сочувствием. Поймите, выборы – это борьба кандидатов, их штабов между собой: в юридической плоскости, в агитационной. В конечном счете, надеюсь, это борьба за избирателя, а в данном случае еще и за подписи депутатов-выборщиков, имеющих право поддерживать кандидатов в рамках муниципального фильтра. Мы лишь максимально публично фиксируем, в строгом соответствии с законом, итоги этой борьбы.
И еще один важный момент – любые выборы не заканчиваются в день подведения итогов. Мы прекрасно понимаем, что сейчас идет борьба не столько за пост губернатора Пермского края, сколько за баланс сил в преддверии больших выборов 2021 года, когда нас ожидает переформирование всех основных представительных органов – Госдумы, заксобрания и Пермской городской думы. И эта предстоящая кампания даст ответы на многие вопросы по выборам-2021. Наша же задача на сегодня – обеспечить легитимные выборы, без каких-либо обоснованных жалоб в адрес кандидатов, избирательных комиссий, с такими результатами, которым бы доверяли жители нашего любимого Пермского края и которые стали бы заделом для дальнейшего развития нашего региона.
Фото:permkrai.izbirkom.ru