Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Иван Еремин: «Для социального предпринимателя очень важен статус партнера государства и общества»

Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Москва
29 СЕНТЯБРЯ, 2021

С 9 по 11 сентября в Москве проходил IV Форум социальных инноваций регионов. Мероприятия форума с участием мировых экспертов были посвящены наиболее острым темам и глобальным проблемам новой реальности и объединили тех, кто создает инновации и воплощает их в жизнь – представителей органов власти, ученых, футурологов, писателей, предпринимателей, градостроителей и журналистов. Одной из ключевых тем, обсуждаемых на форуме, стала тема социальной поддержки и социального предпринимательства. Какие проекты помогают социальной сфере и как устроена их экосистема? Какие изменения в социальной политике нас ждут в ближайшее время?

Эти и другие актуальные вопросы социальной сферы мы обсудили с одним из спикеров стратегической сессии «Роль инфраструктуры поддержки социального предпринимательства в регионах России: инновации и перспективы развития», главой медиахолдинга «ФедералПресс», председателем совета директоров издательской группы «Бизнес Ньюс Медиа» (издатель деловой газеты «Ведомости») Иваном Ереминым.

Иван Сергеевич, социальное предпринимательство как отдельная сфера деятельности в России оформилось и стало популяризироваться посредством СМИ относительно недавно. Насколько сегодня люди понимают этот продукт и доверяют ему?

— Действительно, несмотря на тот факт, что отдельные успешные социальные проекты существуют уже в течение многих лет, их истинную значимость общество и государство еще только начинают осознавать и формулировать. И все же я хочу напомнить, что еще в 50–80-х годах прошлого века социальное предпринимательство было серьезным сегментом советской экономики, хоть его никто тогда так и не называл. Достаточно вспомнить артели инвалидов, предприятия Общества слепых и Общества глухих. В новой реальности общественная роль таких предприятий была на долгое время забыта – они сохранялись скорее по инерции и как-то выживали в условиях жесткого рынка.

И хотя государство старалось поощрять, например, трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья, бизнес долгое время рассматривал такие решения через призму возможности получить дополнительные льготы – и только.

Но ведь и сегодня такие проекты продолжают реализовываться, как правило, силами энтузиастов. Или Вы считаете, что ситуация серьезно изменилась?

— Ситуация постепенно исправляется – появляются проекты, нацеленные на трудоустройство отдельных категорий граждан – не только людей с ограниченными возможностями, но и многодетных мам или матерей-одиночек. Есть проекты, направленные на решение экологических проблем, на обеспечение доступа к качественным медицинским и образовательным услугам для социально-незащищенных граждан (например, для детей с особенностями). Появилось много проектов, нацеленных на поддержку культуры или народных промыслов.

И несмотря на то, что инициируют их по-прежнему энтузиасты, в поддержку этого сектора уже активно включается и крупный бизнес, и ведущие экспертные центры, и общественные структуры. Можно привести в пример фонд «Наше будущее», созданный корпорацией «Лукойл», Центр поддержки социального предпринимательства НИУ ВШЭ, другие инициативы. Насколько я знаю, активное содействие подобным проектам оказывают и поддерживаемые государством грантовые фонды (Фонд президентских грантов, Фонд «Россия – страна возможностей», АСИ).

В регионах создаются центры социальных инноваций, которые призваны поддерживать такие проекты. Правда, пока их мало – в прошлом году насчитывалось всего 38, к 2024 году их число должно вырасти до 70. Конечно, этого недостаточно. Работу по поддержке социального предпринимательства необходимо развивать не только на региональном, но и на местном уровне. И я сейчас говорю не только о льготах и грантах.

Как вы считаете, чья это в первую очередь обязанность – проявлять заботу о тех, кто нуждается в помощи: государства, бизнеса или общества?

— Сегодня популярна позиция, что социальное предпринимательство – это функция государства в сфере заботы и развития общества, отданная на аутсорсинг. Основная задача государства – повышать качество социальных услуг за счет увеличения доли оказания таких услуг социальными предпринимателями. Очевидно, что господдержка крайне важна. Но зачастую социальное предпринимательство – это еще и механизм интегрирования и адаптации социально незащищенных слоев в общественно-экономические процессы. Другими словами, это своеобразные невидимые нити социальной поддержки и взаимовыручки, которыми пронизано все наше общество.

Действительно, сегодня в обществе происходит смена ключевых ценностных критериев и мотиваций. Люди заинтересованы в повышении качества жизни и создании благоприятной окружающей среды и готовы разделять ответственность за это. В первую очередь это утверждение верно, конечно, для жителей мегаполисов, у которых в связи с повышением уровня достатка все отчетливее проявляется стремление к саморазвитию и осознание себя частью гражданского общества. Население в регионах пока не готово поддерживать краудфандингом социальных предпринимателей. И это связано и с портретом ценностных установок жителей провинции, и с уровнем экономического развития региона.

А насколько осознанно в этой парадигме ведет себя бизнес?

— Безусловно, слова «социальная ответственность» уже перестали быть для бизнеса пустым звуком, и все же пока бизнесу, особенно крупному, проще выстраивать эти отношения с позиции благотворительности и спонсорства, а соцпредпринимательство зачастую воспринимается им как обуза или малоэффективная деятельность.

Остается полагаться на государство как на главного партнера и заказчика такого аутсорсинга?

— Именно так. И государство в последние ходы активизировалось на пути развития различных институтов поддержки соцпредпринимательства, хотя, честно говоря, зачастую на местах создается ощущение, что делается это лишь для отчетности.

Да, в 2019 году в России был принят закон о социальном предпринимательстве, но эксперты все чаще отмечают, что закон сфокусирован не столько на субсидировании предприятий, сколько на поддержке инфраструктуры – создании региональных Центров инноваций в социальной сфере (ЦИССов). В бюллетене Высшей школы экономики указывают, что «прямая связь между регулярностью получения субсидий на поддержку ЦИССов и развитием соцпредпринимательства в регионах просматривается далеко не всегда». Важнее роль местных органов власти, бизнеса, НКО и общества и взаимодействие ЦИССов с ними.

Что же, по-вашему, мешает настроить государственную работу на результат?

— Существуют административные барьеры, проблемы отчетности, а наиболее серьезной помехой, на мой взгляд, является элементарное отсутствие компетенций и опыта у госсектора и инфраструктур, а еще отсутствие информации и нежелание власти поддерживать неприоритетное направление. Вот и получается, что зачастую социальным предпринимателям проще найти деньги в коммерческом секторе, чем ждать и отчитываться за деньги государства. Помощь со стороны государства разрозненными услугами региональных центров и разнообразными грантами (которые, к слову, не всегда пользуются интересом у эффективных социальных предпринимателей – они трудозатратны из-за сложной отчетности) – хоть и правильная инициатива, но плохо контролируемая на местах.

В чем же тогда вы видите эффективную и действенную поддержку социального предпринимательства?

— Успешным социальное предпринимательство будет только тогда, когда продукт труда (услуга или продукция) будут интегрированы в экономические цепочки отношений между субъектами соцпредпринимательства, государством и крупным бизнесом. Проще говоря, когда государство и крупный бизнес начнут закупать продукцию, производимую соцпредпринимателями, разглядев в этом имиджевый потенциал для своих предприятий. И давайте будем откровенными: на сегодняшнем этапе это вряд ли случится без активного взаимодействия всех участников социального пространства.

И как можно наладить эту коммуникацию?

— Для этого нужны площадки и специальные институты развития, где будут создаваться и развиваться связи между обществом и бизнесом, инвесторами и энтузиастами. Теми, кто готов рождать идеи и воплощать их в жизнь, государством, которое будет обозначать запрос со своей стороны, и гражданами, которые озвучат свои нужды. Только тогда это заработает по-настоящему.

Я считаю, что государству не стоит ограничиваться совершенствованием законодательства в вопросах регулирования деятельности ЦИССов. Актуально задуматься о создании специального Института развития социального предпринимательства или Национальной палаты социального предпринимательства, которая могла бы выполнять роль и лоббиста, и саморегулятора на этом рынке. Вообще, для социального предпринимателя очень важен статус партнера государства и общества в работе с социально незащищенными слоями населения. И тут колоссальную роль играет пропаганда и популяризация предпринимательства. Для этого нужно привлекать и СМИ, и соцсети, и лидеров общественного мнения.

Речь идет об информировании населения о социальном предпринимательстве?

— Я бы сказал точнее – об информированности общества и бизнеса о тех возможностях, которые появляются в результате деятельности социальных предпринимателей. Ведь сейчас проблема многих социальных проектов заключается в том, что о них просто не знают: они остаются локальными и варятся сами в себе. По-хорошему, нужна выстроенная с помощью профессионалов и государства информационная система, атлас социальных бизнес-проектов, систематизированных по направлениям и по регионам. И мы, издательская группа «Бизнес ньюс медиа», с радостью выступим информационными партнерами такого проекта.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский