Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Александр Закондырин о новых инициативах Минприроды: «Мы стараемся соблюдать баланс между интересами государства и общества»

Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Москва
20 ДЕКАБРЯ, 2022

Закондырин Александр Евгеньевич

экология и природопользование
Москва

Как Минприроды борется с лесными пожарами? Какие меры предпринимаются для нивелирования загрязнения воздуха в крупных городах? И какие новые правовые механизмы используются для защиты озера Байкал? Глава Общественного совета при Минприроды России Александр Закондырин рассказал в интервью «ФедералПресс» об экологических инициативах Минприроды.

Александр Евгеньевич, расскажите о ключевых законотворческих инициативах Минприроды РФ. Как строится эта деятельность?

— В первую очередь я хотел бы поблагодарить коллектив министерства за профессиональную работу. Общественный совет вовлечен в экспертный анализ и подготовку практически всех нормативно-правовых актов ведомства, принимаются многие поправки, уточнения и инициативы членов Совета. У нас организован не просто диалог, а установлены действительно партнерские отношения.

Мы стараемся соблюдать баланс между интересами государства и общества. Это очень важно. За последний год нами совместно было подготовлено более 20 законодательных инициатив, которые были поддержаны Правительством РФ и парламентом страны. Это большой совместный успех.

О каких инициативах идет речь?

— Начнем с Лесного кодекса. Приняты очень важные юридические новации, регулирующие деятельность всей лесной отрасли. С 1 января 2022 года изменился государственный подход в отношении лесной отрасли. По инициативе Минприроды РФ введен федеральный государственный надзор за перевозкой, переработкой и хранением древесины. С целью предотвращения бесконтрольной вырубки и хищения леса теперь происходит электронный учет всех сделок, который призван вывести лесной рынок на новый электронный уровень взаимодействия. В частности, перевозка древесины будет возможна только при наличии электронного сопроводительного документа, получаемого с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы ЛесЕГАИС. Также вывоз кругляка хвойных и ценных лиственных пород за границу теперь под запретом, а это, например, 42 % импорта леса на рынке Дальнего Востока. Словом, Минприроды России при содействии экспертного сообщества взят активный курс на контроль и прозрачность бизнес процессов в лесном хозяйстве.

Кроме того, в новой редакции Лесного Кодекса уточнены и внесены определения ключевых понятий. В ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» добавили следующие определения: «лесной комплекс», «древесина», «продукция переработки древесины», «лесоматериалы», «глубокая переработка древесины», «необработанная древесина», «грубо обработанная древесина», «лесное хозяйство», «лесная промышленность» и «древесина»; определено, что относится к обработанным и необработанным лесоматериалам; закреплены правила создания лесных питомников и их эксплуатации; установлены определения понятий «естественное лесовосстановление», «искусственное лесовосстановление» и «комбинированное лесовосстановление»; уточнено понятие «государственной инвентаризации лесов». Это очень важно для лесной отрасли.

Сейчас очень актуальна тематика лесных пожаров? Что происходит в правовом регулировании этой сферы?

— По инициативе Министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова сфера пожаротушения дополнительно дофинансирована на 8 млрд рублей. Эти деньги были направлены на приобретение техники и найм дополнительного персонала. Также были сделаны поправки в федеральное законодательство, которые исправили многие правовые проблемы.

Например, с начала 2022 года на особо охраняемых природных территориях федерального значения зафиксировано 54 природных пожаров на территориях 19 заповедников и национальных парков. Это на 25 пожаров или 32 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Общая площадь, пройденная огнем, составляет 21,4 тыс. га, что на 58 % или на 29,9 тыс. га меньше, чем в 2021 году.

В настоящее время положения природоохранного законодательства о государственном контроле приведены в полное соответствие с общим законом о государственном контроле. Введен институт «лесной охраны», и теперь можно быть уверенным, что леса систематически патрулируются. Пресекаются все серьезные нарушения, в том числе разведение огня.

Многие жители крупных промышленных городов жалуются на качество воздуха? Какие меры предпринимает министерство?

— Прежде всего, в июле прошлого года внесены изменения в закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Помимо 12 городов, в которых сейчас проводится эксперимент и реализуется федеральный проект «Чистый воздух», Правительство РФ на основании специально разработанной методики определит дополнительные города с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, а также сроки и этапы проведения эксперимента. Эти города войдут в федеральный проект «Чистый воздух», и в них с 1 сентября 2023 года будут реализовываться мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ.

Также важно, что 21 декабря 2021 года внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ввели административную ответственность за большое количество нарушений законодательства по охране атмосферного воздуха.

Теперь к серьезной ответственности будут привлекаться все предприятия или частные лица за невыполнение и даже за несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ необходимыми системами автоматического контроля. А также получат серьезные штрафы и другие наказания, в зависимости от тяжести экологического преступления, за намеренно «испорченные» такие приборы учета, которые дают фальшивые показания.

Хорошо, про лес и воздух понятно. А что касается водных ресурсов, какие были инициативы?

— Терминология Водного кодекса РФ приведена в соответствие с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Что касается прибрежной зоны, там установлен режим хозяйственной деятельности, обеспечивающий минимизацию негативного влияния на состояние особо ценных видов водных биологических ресурсов, и обеспечен баланс между интересами сельхозпроизводителей в части использования земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи водных объектов, и сохранением особо ценных видов водных биологических ресурсов.

А самая щепетильная тема воды – озеро Байкал – что было сделано по этому направлению?

— Самое главное, что были утверждены новые инструменты и требования с целью предотвращения возникновения ситуаций, подобных ситуации в г. Усолье-Сибирское, с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом и другими объектами, неблагополучными в экологическом плане.

Какие именно, можете перечислить?

— Теперь законодательство РФ предусматривает, что собственники таких предприятий обязаны за пять лет до вывода из эксплуатации предприятия разработать план по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации данного предприятия и смету его реализации.

План подлежит обязательной государственной экологической экспертизе. Под план должно быть предусмотрено финансовое обеспечение соответствующих мероприятий: гарантия, поручительство либо создание ликвидационного фонда. Невыполнение данных требований влечет уплату компенсационного платежа, для покрытия расходов государства на ликвидацию накопленного вреда.

С целью предотвращения отчуждения предприятий «фирмам-однодневкам» законопроектом вводится механизм контроля сделок. Данный механизм предусматривает, что при отчуждении объектов регулирования более чем за 5 лет до истечения срока их эксплуатации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующие на приобретение объекта регулирования, будут обязаны представлять документы, подтверждающие свою финансовую устойчивость.

Лицо, претендующее на приобретение объекта регулирования за 5 и менее лет до истечения срока эксплуатации объекта, должно представить план мероприятий и соответствующее финансовое обеспечение. В противном случае сделки в отношении таких объектов регулирования не будут зарегистрированы.

В целях решения уже накопленных проблем и ликвидации вреда от объектов, которые уже брошены, законом введен механизм «окрашивания» экологических платежей. Так, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за административные правонарушения, платежи по искам о возмещении вреда аккумулируются и направляются на выявление, оценку и ликвидацию объектов накопленного вреда, а в случае их отсутствия – на иные природоохранные мероприятия, которые включаются в план субъекта по согласованию с Минприроды России.

Наверное, без вопросов про отходы не проходит ни одно интервью, ведь этот вопрос актуален для любой части нашей страны.

— Да, это действительно так, ведь вопрос отходов интересен каждому гражданину РФ, и результат работы легко ощутить, просто можно посмотреть по сторонам.

Начну с того, что на ППК «РЭО» возложены функции оператора федеральной государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов и единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. И в продолжение вопросов по расширенной ответственности производителя предусмотрено направление средств экологического сбора на строительство, реконструкцию объектов, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами, их модернизацию и обустройство мест (площадок) накопления отходов.

Как мы знаем, в марте запустилась новая система обращения с отходами I и II классов опасности, для запуска введены положения об инвестиционной программе федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности и уточнены требования к федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности.

Какие еще законодательные акты удалось издать в 2021 году?

— Еще одни важные поправки в законодательство, над которыми мы работали в прошлом году и которые были приняты – это изменения в Закон об охране окружающей среды, касающиеся экологической информации.

Принятым 9 марта 2021 года законом определено, какая информация является экологической информацией. Закон определил, что это сведения, независимо от формы их представления об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды.

Установлено, что экологическая информация является общедоступной, и к ней не может быть ограничен доступ, за исключением информации, являющейся государственной тайной. Теперь органы государственной власти и местного самоуправления, обладающие экологической информацией, должны размещать такую информацию на своих официальных сайтах.

Это важный закон для всех граждан нашей страны, который обеспечивает конституционное право граждан РФ на объективную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в России.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева