Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Сергей Катырин: требуется усовершенствование законодательства по использованию фининструментов во внешнеторговых операциях

Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Санкт-Петербург
9 ИЮНЯ, 2024

Катырин Сергей Николаевич

Бизнес
Москва

Экономическое благополучие страны напрямую связано с развитием малого и среднего предпринимательства (МСП). В России за последние годы оно окрепло настолько, что сумело заявить о себе на международных рынках. По итогам 2023 года количество малых и средних предприятий, экспортирующих свою продукцию, выросло на 36 % относительно 2022 года – с 61 тысяч до 83 тысяч компаний соответственно. И по прогнозу в 2024-м этот показатель может приблизиться к 100 тысячам. Преодолению возникающих трудностей способствует возрастающая государственная поддержка. Какая именно – об этом в интервью «ФедералПресс» в кулуарах Петербургского международного экономического форума рассказал президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин.

Сергей Николаевич, что стало толчком для роста числа экспортеров среди малого бизнеса в 2023 году? Каков дальнейший прогноз?

— Я думаю, причин здесь несколько. Выделю главные из них.

Первое – общее повышение деловой активности в секторе МСП на фоне позитивных процессов в российской экономике и расширения мер господдержки предпринимательства. Это в том числе стимулирующие выплаты молодежи для открытия собственного бизнеса, программы льготного кредитования МСП, повышение лимитов годового дохода для применения упрощенной системы налогообложения и другие меры.

Второе – дальнейшее развитие в стране системы поддержки экспорта МСП, учитывающей современные реалии и потребности малого бизнеса. В полном объеме заработал механизм «одного окна» для экспортеров, значительно упростивший и ускоривший процесс получения документов, необходимых малым предприятиям для выхода на внешние рынки. Для экспортеров работает цифровая платформа «Мой экспорт», которая позволяет получать услуги в сфере внешнеэкономической деятельности в режиме одного окна онлайн. Площадка помогает предпринимателям оформлять необходимые документы, искать потенциальных клиентов, получать консультации и обучаться новым компетенциям. Здесь и работа с маркетплейсами, и, что немаловажно, возможность подать заявку на меры государственной поддержки. Количество зарегистрированных компаний на платформе «Мой экспорт» за 2023 год выросло на 12 тысяч. Сейчас экосистемой пользуются более 30 тысяч юридических лиц и ИП. Расширилась и линейка финансовых и нефинансовых продуктов РЭЦ, ориентированных на малый бизнес и предоставляемых через цифровые сервисы платформы «Мой экспорт»: от помощи в размещении товаров на иностранных маркетплейсах до компенсации затрат на сертификацию товаров на внешних рынках. Во многих субъектах России активизировалась деятельность региональных центров поддержки экспорта.

В-третьих, важным фактором является возможность экспорта через каналы электронной торговли и размещение продукции на зарубежных электронных торговых площадках. Это особенно привлекательный инструмент для расширения и диверсификации экспортных продаж субъектами МСП. В целях упрощения В2В коммуникации РЭЦ, Почта России и РЖД разрабатывают новые логистические продукты с применением льготных тарифов для перевозок.

В-четвертых, росту числа экспортеров среди малого бизнеса способствует масштабная переориентация российского экспорта на страны Азии и Ближнего Востока, с которыми выстраиваются отношения стратегического партнерства, и многие из них являются географическими соседями России. В данном случае более понятна логистика поставок, значительный объем которых осуществляется по сухопутным транспортным коридорам. Реализуются двусторонние программы содействия торговле, организуются регулярные выставочно-ярмарочные мероприятия, проводятся бизнес-миссии и т. д. Система торгово-промышленных палат со своей стороны активно и всесторонне участвует в этой работе, в том числе в 2022–2023 годах с моим участием были организованы очень представительные бизнес-миссии в Индию и Иран. Большое количество зарубежных бизнес-миссий ежегодно проводят региональные торгово-промышленные палаты.

Думаю, что свою роль сыграло и то, что многие крупные компании попали под санкции, потеряли традиционные рынки сбыта, и сейчас им стало сложнее вести экспортную деятельность в отличие от малых и средних предприятий. Это пятый фактор.

Ну и шестой – это все, что касается дальнейших перспектив, то есть основания для оптимистичного прогноза.

Все перечисленные причины и факторы имеют «долгоиграющий» характер, поэтому можно рассчитывать на дальнейший рост экспортной активности малого бизнеса. Но многое будет зависеть от решения вопросов с трансграничными расчетами. Сейчас необходимо оперативно усовершенствовать наше законодательство в части расширения возможности применения различных финансовых инструментов во внешнеторговых операциях (клиринг, факторинг, криптовалюты и другие).

Можно ли разработать универсальные механизмы международных расчетов, неподвластных влиянию санкций?

— Вопрос проведения трансграничных платежей в настоящее время до сих пор стоит довольно остро у всех участников внешнеэкономической деятельности. Эта проблема находится под пристальным вниманием наших регуляторных органов.

В последние годы Россия и Китай приложили немало усилий по увеличению объемов взаиморасчетов в национальных валютах до 90 %. Это, конечно же, позволяет снизить валютные и санкционные риски.

Однако мы с вами видим, как против России и россиян продолжают вводиться все новые ограничения. Здесь нужно понимать, что это не прекратится в одночасье. Это постоянная планомерная работа по сдерживанию развития нашей страны – абсолютно все наши партнеры подвергаются тому или иному давлению и зачастую шантажу со стороны США и ЕС. А значит, для новых санкций не нужны поводы и причины – они все равно будут введены.

Таким образом, создание универсальных независимых механизмов расчетов является весьма трудной и кропотливой работой. Для Китая, как, возможно, самой экспортноориентированной экономики мира, важны стабильные отношения со всеми странами. Поэтому в процессе формирования новой системы трансграничных платежей необходимо соблюсти очень много нюансов.

К сожалению, комплексного формализованного решения проблемы взаиморасчетов на текущий момент нет. Каждый отдельный вопрос прорабатывается отдельно «в ручном режиме» в зависимости от конкретной номенклатуры поставляемых товаров. Нам известны положительные результаты работы на данном направлении, однако подобных запросов слишком много.

Как ТПП оценивает перспективы использования альтернативных способов расчетов, в частности в рамках БРИКС?

— В последнее время, как мы видим, действительно происходило ухудшение ситуации с внешнеторговыми расчетами, мы это отмечаем по данным наших компаний. К чему это приводит? Это приводит к проработке все большего количества альтернативных способов внешнеторговых платежей.

В качестве позитивного примера работы над такими альтернативными способами расчетов можно привести объединение БРИКС.

Отмечу, что развитие в БРИКС независимой системы внешнеторговых расчетов, которая была бы выгодной и недорогой, а также не зависела от политических факторов – первостепенная задача, которая приобретает еще большее значение в свете вступления в объединение новых государств-членов.

В этом направлении нам с партнерами по объединению удалось заметно продвинуться. Сегодня страны БРИКС уже 85 % своих взаиморасчетов ведут в национальных валютах, в то время как два года назад их доля составляла 26 %.

Также со странами БРИКС обсуждается взаимодействие национальных систем передачи финансовых сообщений.

Помимо этого, ведутся переговоры со странами – членами БРИКС по трансграничным расчетам через цифровые валюты. На наш взгляд, в перспективе это направление будет развиваться. Как мы видим, многие страны БРИКС сейчас как минимум думают о введении цифровых валют центральных банков. Кто-то еще исследует, кто-то уже вышел на стадию пилота. По данным ЦБ РФ, при создании платформы цифрового рубля уже заложена возможность ее интеграции с аналогичными зарубежными платформами, в том числе из стран БРИКС.

Каковы перспективы взаимодействия России со странами объединения с учетом расширения БРИКС и каким образом это повлияло на работу Делового совета БРИКС?

— Отвечу в обратной последовательности. Отмечу, что интеграция новых стран-членов в Деловой совет БРИКС начинается, прежде всего, с назначения председателя национальной части Делового совета и официальных представителей в составе пяти человек. На сегодняшний день своих представителей в Деловой совет БРИКС назначил только Египет. С другими «новичками» работа ведется в основном через дипломатические представительства этих стран в Москве, а также через механизм шерп/су-шерп на уровне МИД.

Со своей стороны мы стараемся максимально использовать площадки двусторонних и многосторонних международных деловых форумов, чтобы познакомить наших коллег из новых стран – членов объединения с Деловым советом БРИКС, его основными целями и задачами, и напомнить о том, что мы ожидаем назначения официальных представителей в нацчасти Делового совета от представляемых ими государств. Работа в Деловом совете БРИКС в текущем году российского председательства ведется весьма активно. Мы продолжаем продвижение инициатив, нацеленных на укрепление торгово-экономического партнерства БРИКС. В отраслевом разрезе это, прежде всего, инфраструктура и транспорт, финансы, цифровые технологии и развитие искусственного интеллекта, энергетика, «зеленая» экономика и климат, промышленное производство и кооперация, сельское хозяйство.

Что касается перспектив взаимодействия России со странами объединения, безусловно, потенциал экономического сотрудничества между странами БРИКС огромен. При этом, несмотря на имеющиеся положительные тенденции, он еще далек от своей реализации. В этом смысле нам предстоит многое сделать.

Какие мероприятия по линии совета запланированы до проведения саммита в Казани?

— В текущем году Деловым советом сформирован достаточно плотный график мероприятий. Он включает в себя более 20 различных форумов, конференций, конкурсов и т. д. Перечислю наиболее значимые из них.

Во-первых, это Петербургский международный экономический форум. Как и прежде, российская часть Делового совета БРИКС проводит на Форуме тематическую сессию БРИКС. В этом году она состоится 6 июня. В тот же день запланирован круглый стол по вопросам сотрудничества деловых кругов стран БРИКС в рамках проекта МТК «Север – Юг».

Этим мероприятиям будет предшествовать проведение конкурса хлебопекарей стран БРИКС (май, Москва, ВДНХ). В соответствии с устоявшейся традицией, в октябре состоится ежегодный Конкурс лучших практик БРИКС в области устойчивого развития. Осенью ВЭБ.РФ также запланировано проведение Финансового форума БРИКС.

Что касается ключевых мероприятий внутри Делового совета, то они состоятся 17–18 октября 2024 года в Москве в Центре международной торговли. А именно, итоговые заседания рабочих групп и годовое заседание Делового совета БРИКС (17 октября) и Деловой Форум БРИКС (18 октября).

Кульминацией нашей повестки станет встреча руководителей Делового совета БРИКС с главами стран – членов БРИКС 22 октября в Казани.

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин