Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Полетаева
Приморский край
15 ЯНВАРЯ, 2025
ВЛАДИВОСТОК, 15 января, ФедералПресс. Экспансия китайских автопроизводителей на российский рынок продолжает набирать обороты, но общество и политический истеблишмент уже начинают пересматривать ее как безусловное благо. В начале 2020-х годов массовое поступление китайских автомобилей и запчастей воспринималось как необходимая альтернатива, после того как западные бренды ушли с рынка. Однако по мере роста китайского присутствия начинают проявляться новые риски для отечественного производства.
«Можно вспомнить, что изначально массовый приход дистрибьюторов из КНР трактовался практически как протянутая рука помощи России, из которой в одночасье массово ушли европейские, американские и даже азиатские автоконцерны», – отметил политолог Илья Гращенков.
Он добавил, что с каждым годом растет недовольство тем, что китайские автомобили занимают все большую долю на российском рынке. В 2024 году продажи китайских автомобилей увеличились на 68 %, а их доля составила 58 % на фоне падения популярности отечественных брендов, которые заняли лишь 32 %. На этом фоне экспертный совет при комитете промышленности и торговли Госдумы предложил увеличить утилизационный сбор для защиты российского автопрома, чтобы хоть как-то ограничить масштаб китайской ценовой экспансии.
Гращенков подчеркивает, что китайские производители, используя экономию на масштабе, предлагают скидки, которые позволяют им эффективно конкурировать с отечественными брендами. Однако это вызывает опасения у экспертов, поскольку китайские автомобили, хоть и значительно дешевле, не всегда соответствуют высоким стандартам качества, что усиливает недовольство российскими автопроизводителями.
«Мы видим, как россияне, даже традиционно поддерживающие европейские или японские марки, начинают приобретать китайские машины. Причем зачастую это не выбор, а вынужденный шаг», – утверждает Гращенков.
Он также отмечает, что изменившееся восприятие китайских автомобилей как дешевых и ненадежных постепенно уходит в прошлое, что обусловлено экономической ситуацией.
Кроме того, политолог обращает внимание на то, что поддержка Китая России все больше воспринимается как прагматичная стратегия, направленная исключительно на расширение рынков сбыта для китайских производителей.
«Китайцы не готовы делиться своими передовыми разработками, а на российском рынке они предлагают лишь свои бюджетные модели», – заключает Гращенков.
Таким образом, китайская экспансия, которая еще недавно воспринималась как спасение для российского автопрома, начинает вызывать тревогу у экспертов и политиков, обеспокоенных сохранением рабочих мест и производственных мощностей в России.
Напомним, ранее экономист рассказал, что будет с курсом юаня в ближайшем будущем.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия