Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Санкции Японии на ввоз авто начали действовать: что под запретом и как можно обмануть систему

Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Приморский край
9 АВГУСТА, 2023

ВЛАДИВОСТОК, 9 августа, ФедералПресс. С 9 августа в Японии вступили в силу санкции, которые запрещают экспорт в Россию ряда автомобилей. Правила касаются не только новых авто с завода, но также и востребованных бэушных праворульных машин.

Какие авто теперь не получится отправить в Россию из Японии

Запрет касается целого ряда автомобилей. В их числе авто, объем двигателей которых превышает 1,9 л. Это, разумеется, все внедорожники и многие мощные легковушки.

Второе ограничение будет более болезненным для дальневосточников: ввозить запрещено все автомобили с электро- и гибридными двигателями. Это в том числе популярные Toyota Prius, которые полюбились многим – от обычных горожан до таксистов.

Еще об одном запрете все узнали недавно, и его нормы довольно расплывчатые. Оказалось, что экспорт запрещен и для автомобилей, в сертификатах которых написано «коммерческое назначение». Объем двигателя значения не имеет. В этот список, как стало известно Vl.ru, попали универсалы и микроавтобусы, например, Toyota Probox и Mitsubishi Delica D3. Также запрещено везти кей-кары с объемом двигателя до 660 куб. см.

Был ли ажиотаж?

Как только появились первые новости о планах Японии ввести запрет на экспорт ряда авто в Россию, серьезно их никто не воспринял. Тогда представители компаний по привозу авто панику не разводили и относились к сообщениям философски: до последнего верили, что то ли новости фейковые, то ли японцы передумают.

В июле никакого ажиотажа не наблюдалось. Ровно до момента публикования нового официального санкционного списка. В этот день цены на гибриды начали расти: за несколько часов некоторые продавцы накручивали до 400–500 тысяч рублей.

Многие попытались успеть запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда и купить авто в день публикации новостей о запрете. Но компании по привозу авто предупреждали: есть вероятность, что поставить на судно такие машины до 9 августа не успеют – тогда придется продавать ее в Японии или ставить на хранение, пока не найдется другой вариант.

По данным Дальневосточного таможенного управления, за 1–14 июня было растаможено 11 254 авто (для внутреннего потребления, физические лица). С 24 июля по 6 августа таких машин через таможни на Дальнем Востоке прошло 15 071.

Разница почти в четыре тысячи авто бросается в глаза: видимо, покупатели и продавцы «поднажали» и постарались привезти как можно больше подсанкционных автомобилей из Японии. Вчера вечером отчалило последнее судно, на которое пускали такие машины.

Как обмануть систему и ввезти подсанкционные автомобили в Россию

С появлением первых новостей о планах Японии ввести запрет на экспорт в Россию ряда автомобилей в соцсетях возникла шутка, что приморцы уже придумали, как растаможить такие машины «через внешнее кольцо Сатурна».

И отчасти шутка правдива. Изменения еще не успели вступить в силу, как представители компаний по ввозу авто из Японии в Россию предложили несколько вариантов для доставки. Это ввоз через третьи страны: Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Армения. Но есть нюансы: в этих странах тоже надо платить утильсбор и пошлины.

Дешевле всего таможить авто через Абхазию. Но вариант этот все равно сомнительный: авто регистрируется на абхазское юридическое лицо, после чего его оформляют на водителя, которому выдается доверенность и путевой лист. Так пошлина дешевле на 10–50 %. Но покупатель не станет официальным владельцем иномарки – рискованно.

Еще один вариант подойдет не для всех. Как и прежде, японские авто, предположительно, будут ввозить прямо во Владивосток – в качестве «распилов» или «конструкторов» – их не оформляют как автомобиль, так даже не придется платить пошлину и утильсбор.

Но если «распил», когда машину буквально разрезают на две части по кузову, – это не только незаконно, но еще и опасно для жизни в случае ДТП, то «конструктор», когда с кузова снимают все детали и узлы и везут отдельно, подойдет для постановки на учет редких машин: нужна старая такой же модели, а лучше еще и рамная – чтобы не возникло проблем в ГИБДД.

Рекомендуем также прочитать наш текст обо всех подробностях нового санкционного списка от Японии.

Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева