Редакция «ФедералПресс» / Анна Литвинова
Москва
12 АПРЕЛЯ, 2024
4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей собрали первый «Москвич». С тех пор началась история «Москвичей», которая прерывалась в лихие девяностые и возродилась в 2022 году. «ФедералПресс» вспоминает славную историю марки и рассказывает, какие модели авто успели стать культовыми, за сколько советский человек мог их купить и что завод предлагает сейчас.
Московский завод, который производил автомобили массового потребления, открылся в 1930 году. Тогда там собирали Ford из американских комплектующих, а также советские ГАЗ (А и АА) и КИМ.
История марки «Москвич» началась после войны. Условно ее делят на несколько поколений, в каждом из которых завод выпускал культовые модели.
Автомобиль из первого поколения «Москвичей». Стал аналогом немецкого Opel Kadett K38. Судя по информации из исторических источников, разработчики воссоздавали «Опель» либо по сохранившимся после войны экземплярам, либо по чертежам и оборудованию, полученным по репарациям.
Первый «Москвич-400» выпустили в 1946 году. Это был седан мощностью 23 лошадиные силы с четырехцилиндровым двигателем, гидравлическими тормозами, независимой подвеской. Затем появились кабриолеты, фургоны, пикапы, модели с ручным управлением для инвалидов, а также авто для медицинских нужд. Купить машину можно было за 8 тысяч рублей.
В 1954 году «четырехсотый» усовершенствовали и стали выпускать под номером 401. Авто добавили мощности – до 26 лошадиных сил. Модель подорожала до 9 тысяч рублей.
«Москвич-423» и «Москвич-407» – самые примечательные модели из второго поколения. Обе были представлены на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе – 1958 и отмечены золотой медалью.
«Москвич-423» – первый универсал в Советском Союзе. Производитель заявлял, что в таком авто можно перевозить до 250 килограммов грузов. Мощность универсала составляла 35 лошадиных сил. Готовые партии авто практически полностью распределяли по госпредприятиям и больницам и поставляли на экспорт. Рядовым гражданам их было не достать.
«Москвич-407» – первый советский автомобиль, который отправили на международные гонки. И неудивительно: производитель заявлял, что машина может разгоняться до 115 километров в час. В 1958 году команда из СССР проехала на седане ралли в Финляндии и заняла третье место. Поначалу 407-й стоил 25 тысяч рублей, но после деноминации цены на него упали почти в 10 раз.
«Москвич-408» и «Москвич-412» из третьего поколения стали самыми узнаваемыми и продаваемыми за границей. Половину произведенных авто СССР поставлял на экспорт, они стоили дешевле зарубежных аналогов.
Первым в 1964 году начали выпускать и продавать четырехдверный седан «Москвич-408». Он отличался современным кузовом, мощность составляла 50 лошадиных сил. Авто хорошо продавалось в скандинавских странах, в Финляндии, Германии, Англии, Франции. Кстати, 408-й стал миллионным «Москвичом», произведенным на заводе в СССР. Стоила модель около 5–6 тысяч рублей.
«Москвич-412» фактически пришел на смену 408-й модели. Он выгодно отличался усиленным мотором, мощностью в 75 л. с., двухфакторными тормозами и ремнями безопасности. Его, как и предшественника, тоже активно экспортировали в Европу, а также в Латинскую Америку. Спрос подогревало то, что эту модель часто использовали на зарубежных ралли: например, автомобили участвовали в марафонах из Лондона в Мексику и из Лондона в Сидней. В СССР купить автомобиль можно было за 8–9 тысяч рублей.
В 2022 году власти Москвы задумались о возрождении марки «Москвич». В марте французская компания Renault, которая владела московским автозаводом с 1998 года, объявила о закрытии предприятия. Тогда правительство Москвы купило 100 % акций и решило развивать площадку собственными силами.
В ноябре 2022 года на заводе «Москвич» запустили крупноузловое производство первых современных автомобилей легендарной марки: кроссовера «Москвич 3» и аналогичного ему электрокара «Москвич 3е». Позднее был презентован «Москвич 6» – седан за более чем 2 миллиона рублей. В конце 2024 года завод собирается начать производить огромный семиместный кроссовер «Москвич 8».
Рекомендуем почитать еще об одной легенде советского автопрома – «Запорожце». В материале – как создавали автомобиль и почему его прозвали «горбатой консервной банкой».
Фото: usplash.com, pxhere.com