«Горбатый», «ушастый», «чебурашка» – как только не называли этот неприхотливый автомобиль. 1 октября 1960 года с конвейера сошел первый «Запорожец», который, несмотря на свой необычный вид и скромные характеристики, покорил сердца советских автолюбителей. «ФедералПресс» раскрывает малоизвестные и удивительные факты об этой легендарной машине.
Машину создали на заводе сельхозтехники
В конце 50-х годов генсек СССР Никита Хрущев решил «догнать и перегнать» Америку по числу автомобилей на душу населения. Так вслед за малометражными квартирами – «хрущевками» появились малогабаритные машины.
Московскому заводу малолитражных автомобилей поручили разработать модель на основе «Фиата-600», но у него не хватило мощностей. Поэтому в 1958 году Совет министров СССР решил поручить создание новой машины Запорожскому заводу сельскохозяйственной техники «Коммунар», причем без остановки основного производства. На тот момент у завода не было ни своих инженеров, ни разработок.
Запорожское предприятие, основанное голландцем Авраамом Коопом в 1863 году, с самого начала производило сельскохозяйственную технику. В 1923 году завод был национализирован, и на «Коммунаре» стали собирать комбайны и тракторы. Наконец, в 1961 году его окончательно переименовали в Запорожский автозавод.
Автомобиль с мотором от амфибии
Двигатель пришлось выбирать из набора готовящихся к выпуску заготовок. Нашли подходящий мотор довольно быстро – однако НАМИ-Г был изначально разработан не для гражданских нужд, а для легкой десантируемой амфибии, то есть плавающего военного вездехода.
Из-за этого сзади у него был расположен масляный радиатор, а ограничения на уровень шума отсутствовали, поэтому во время работы мотор издавал оглушительный треск. Кроме того, из-за V-образного расположения цилиндров двигатель не помещался по высоте в моторный отсек, и дизайн авто пришлось менять. Тем не менее на тот момент это был передовой образец.
Двери открывались прямо на ходу
В ноябре 1960 года была выпущена первая партия новых «Запорожцев». Однако почти все водители сразу признали машины крайне неудобными. У них фактически не было багажника – вместо него на ЗАЗ-965 спереди находились бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов.
В связи с необычной формой кузова автомобиль быстро получил прозвище «Горбатый». Задняя часть машины была похожа на горб, так как из-за конструкции мотора капот пришлось изогнуть.
Во время работы двигатель издавал оглушительный шум. Летом он перегревался, а зимой с трудом заводился. Из-за постоянных перегревов большинство владельцев «горбатых» автомобилей летом ездили с капотом, приоткрытым с помощью распорки подходящего размера.
Автомобиль разгонялся медленно, в салоне было тесно. Но главным минусом стали двери с задними петлями, которые могли открыться на ходу. Это было очень опасно, так как после этого машина полностью теряла управление.
При этом стоит упомянуть, что только на ЗАЗ-965 в то время была установлена автономная печка, которой не было ни на одном другом советском автомобиле, даже на «Москвичах» и «Волгах»! Не было необходимости гонять мотор, чтобы обогреть салон. Кроме того, у этого автомобиля было уникальное плоское днище, которое позволяло ему преодолевать препятствия на дороге, где «садились на брюхо» остальные машины.
Еще одной особенностью ЗАЗ-965 был шестизначный одометр (счетчик пробега), который измерял расстояние с точностью до сотен метров! Однако большинство других автолюбителей не верили в это и презрительно заявляли, что старые «запоры» проехали намного больше, чем думают их владельцы.
Забавные модификации
На базе первого «горбатого» автомобиля конструкторы умудрились выпустить несколько интересных и неожиданных модификаций. Например, создали специальный «Запорожец» для людей с ограниченными возможностями.
Затем был разработан пикап 965-П, предназначенный для использования на внутризаводской территории. Это был пикап с задним расположением двигателя, попробуйте себе это представить! Из-за этой специфики и небольшого тиража у него даже не было дверей. Впрочем, для массового рынка эта версия все равно не предназначалась.
Кроме того, существовал автомобиль 965-С, предназначенный для сбора писем. У него был руль справа и заглушки вместо задних окон.
В это трудно поверить, но была разработана даже экспортная модификация! 965 АЭ отличался от других моделей более качественной отделкой и шумоизоляцией, а в салоне были пепельница и радиоприемник. Версия получила имя ЗАЗ «Ялта» (ZAZ Yalta) и экспортировалась за границу. По некоторым данным, в другие государства было продано до 5000 таких автомобилей.
Выпуск «Чебурашки»
Второй, долгожданный 966-й «Запорожец», увидел свет в 1966 году. Теперь двигатель развивал уже 27 лошадиных сил вместо прежних 22, а внешний вид машины стал более привлекательным, хотя о «лупоглазом» дизайне до сих пор ведутся споры.
Судя по старым чертежам, облик нового «горбатого» мог быть еще эпатажнее. Инженеры задумывались о хромированных элементах и вычурных передних крыльях, но в конечном итоге отказались от этих идей.
Характерные воздухозаборники по-прежнему находились по бокам, напоминая ушки. Благодаря им автомобиль приобрел невероятно милый вид, и когда в 1969 году вышел мультфильм о крокодиле Гене, автолюбители тут же назвали эту модель «Чебурашкой».
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» об истории автомобилей президента Путина, который тоже когда-то ездил на «Запорожце».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова